(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

На Всероссийской научно-практической конференции обсудили вопросы оценки качества современного образования

18 ноября 2021 в 19:10
Главная » Новости » Все новости » Пост-релизы » На Всероссийской научно-практической конференции обсудили вопросы оценки качества современного образования

18 ноября по инициативе Института развития образования Кировской области при поддержке Министерства просвещения РФ, регионального министерства образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Механизмы управления качеством образования в условиях реализации региональной образовательной политики», цель которой – развитие системы управления качеством образования и трансляция передового управленческого и педагогического опыта.

В конференции приняли участие представители Минпросвещения России, Федерального института оценки качества образования, Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образования, руководители и педагогические работники, методисты ведущих образовательных организаций.

На пленарном заседании конференции освещены векторы развития государственной политики в области образования, на секциях — презентованы лучшие практики управленческих инструментов в рамках реализации каждого из восьми механизма системы оценки качества образования.

Как отметила в своем приветственном слове министр образования Кировской области Ольга Николаевна Рысева, система оценки качества образования способствует созданию единого образовательного пространства на региональном уровне, объективному анализу ситуации в сфере образования и принятию обоснованных управленческих решений.

«Региональная система оценки качества образования Кировской области развивается и совершенствуется, и в 2021 году результатом стало 18 место в общероссийском рейтинге субъектов Российской Федерации», — подчеркнула министр.

Отмечая важность конференции заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Антонина Андреевна Терова, особо выделила государственные приоритеты в области образования, направленные на решение задачи войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. А также представила результаты оценки муниципальных механизмов управления качеством образования по всем восьми показателям в разрезе 45 муниципалитетов Кировской области.

«Для этого обеспечивается единое научно-методическое и методическое сопровождение образовательной деятельности, обновляется содержание общего образования, проводится работа по повышению функциональной грамотности обучающихся, создана единая система управления в субъектах страны», — обозначила приоритеты государственной политики Антонина Андреевна.

О приоритетах государственной политики и управления в сфере общего образования (Терова Антонина Андреевна)

Взаимосвязь качества образования, уровня инновационного развития региона, образовательных результатов и механизмов управления качеством (Дождиков Антон Валентинович)

Кластеризация образовательных организаций как основа региональной системы оценки качества образования (Илюхин Борис Валентинович)

Региональные механизмы управления качеством образования (Воронкина Елена Станиславовна)

Научно-методическое сопровождение региональной системы оценки качества образования (Соколова Наталья Вячеславовна)

Опыт муниципалитета в области оценки качества образования (Чиркова Светлана Николаевна)

В число мер по вхождению России в 10-ку стран-лидеров, директор ФИОКО Сергей Владимирович Станченко предложил включить такие меры, как привлечение муниципалитетов к решению задач по повышению качества образования, развитие методических служб, продолжение проекта «500+», оснащение школ лабораторным оборудованием и высокоскоростным интернетом, развитие допобразования детей и их профориентацию.

Сергей Владимирович Станченко, директор Федерального института оценки качества образования

Ректор Института развития образования Кировской области Наталья Вячеславовна Соколова в своем выступлении отмечает, что поставленные федерацией и регионом цели по повышению качества образования успешно решаются.

«Институт проводит большую методическую работу по сопровождению механизмов оценки качества образования, проводит подготовку экспертов, повышает квалификацию руководящих и педагогических работников, разрабатывает аналитические материалы по функционированию РСОКО, взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам разработки и развития муниципальных механизмов управления качеством, осуществляется методическая адресная помощь как образовательным организациям, так и педагогическим работникам», — подчеркивает ректор.

Стоит отметить, что вопросы оценки качества образования актуальны на всех уровнях образования. И перенять опыт Кировской области присоединились коллеги более чем из 25 субъектов Российской Федерации. Больше 1000 человек приняли участие в мероприятии.

Круглые столы

Материалы круглого стола:

Система оценки качества образования в общеобразовательных организациях Кировской области

Научно-методическое сопровождение педагогов по вопросам повышения качества общего образования

Формирующая оценка метапредметных результатов

Организация учебно-методической работы в начальной школе на основе анализа результатов ВПР

Система формирования и оценки образовательных достижений обучающихся основной школы

Создание сетевых профильных классов для подготовки обучающихся с учетом образовательных потребностей

Система оценки качества образования и результатов освоения АООП у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Особенности организации системы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации и инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Система оценки качества подготовки обучающихся

В рамках секции были рассмотрены вопросы организации работы со школами Кировской области, имеющих низкие результаты обучения и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Директор Центра дистанционного образования детей рассказала о ресурсах, которые могут решить кадровые проблемы школ.

Основной акцент был сделан на представление и обобщение опыта работы муниципальных координаторов, кураторов и школ по реализации федерального проекта адресной методической помощи общеобразовательным организациям «500+».

Напомним, что проект «500+» направлен на повышение качества образования, оказание адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях.

Проект «500+» является частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и   призван оказать содействие по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.

Работа со школами с низкими результатами обучения и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Работа по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, расположенных на территории Кировской области

Профориентационная деятельность в ЦОПП Тюменской области

Система подготовки участников движения Junior Skills компетенции «Полимеханика и автоматизация»

 Проект «Путь в профессию начинается в школе»

 Проект «Маршрутом из детства в профессию»

Профориентационный проект «Будущее выбираешь ТЫ», как система практикоориентированной профориентационной работы

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе преподавания педагогических дисциплин

Особенности подготовки обучающихся на специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные помыслы» в условиях комбинированного учебного процесса в Кировском технологическом колледже»

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство как условие эффективной профориентационной работы со школьниками

На круглом столе поднимали вопрос влияния профориентационной работы в образовательных организациях всех типов на качество образования и уровень развития обучающегося, обсудили опыт реализации региональных и федеральных проектов по профессиональной ориентации, выстраивании системы профориентационной работы внутри образовательной организации и путем сетевого взаимодействия. Поделились новыми эффективными формами профориентационной работы. Затронули проблемы привлечения детей и молодежи к самоопределению и выбору будущей профессии, мотивации педагогов к данной деятельности.

По итогам обсуждения пришли к выводу, что при всем многообразии имеющихся современных материально-технических ресурсов, реализуемых на федеральном и региональном уровне проектов, профориентационная работа будет эффективна если проводить ее системно, поэтапно, с привлечением социальных партнеров и других образовательных организаций.

С 1 марта 2022 года вступает в силу новый профессиональный стандарт, разработанный для руководителя образовательной организации. Документ отражает государственную стандартизацию квалификационного уровня, которому должен соответствовать руководитель.

«В связи с этим необходимо всесторонне проанализировать работу руководителей образовательных организаций всех уровней образования. Действенным механизмом является организация и проведение многоконтурного мониторинга эффективности руководителей», — подчеркнула важность мероприятия заведующий центром управления и инноваций Института развития образования Ирина Сергеевна Даровских. — «В нашем регионе методика проведения мониторинга утверждена распоряжением министерства образования Кировской области от 16.07.2021 № 949. Оценка эффективности руководителей состоит, в том числе, и в процедуре аттестации, участии в профессиональных конкурсах».

Одним из таких мероприятий, подтверждающий высокий уровень компетенций руководителя, является Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России», учрежденный Минпросвещения России. В 2021 году конкурс проведен впервые.

Также на федеральном уровне в настоящее время идет общественное обсуждение новой Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

Участники круглого стола особо отметили, что для любого руководителя важна культура презентации образовательной организации, создание ее положительного имиджа. Безусловно, это должна быть слаженная работа не только самого руководителя, но всего коллектива.

Система эффективности руководителей образовательных организаций

На круглом столе, посвященном вопросам обеспечения профессионального развития педагогических работников, речь шла об использовании возможностей индивидуализации и тьюторства для обеспечения профессионального роста.

В своем выступлении Тёров Андрей Александрович, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования, координатор программ ДПО по тьюторской проблематике института непрерывного образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» сделал акцент на том, что «именно педагоги, перешедшие в режим непрерывного профессионально-личностного развития, непрерывного образования и самообразования, определяют успешность и эффективность трансформации образования, адекватной времени и гуманистическим ценностям».

Ценным был опыт работы центров непрерывного повышения педагогического мастерства субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Курганской области, Пермского края. Каждый центр представил уникальные находки и идеи, подходы к реализации системы повышения профессионального мастерства, технологии сопровождения педагога.

Особое внимание было уделено такому ресурсу профессионального развития, как мотивация самого учителя, его личная заинтересованность в саморазвитии. В своем выступлении Чистякова Наталия Дмитриевна, начальник ЦНППМПР ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» отметила, что «спроектировать маршрут личностно-профессионального самосовершенствования позволяет такой инструмент как индивидуальный образовательный маршрут. Результатом его реализации является измененная профессиональная деятельность педагога, повышение уровня его готовности к инновационной деятельности и качества подготовки обучающихся в целом. Профессиональный рост является непрерывным процессом и обеспечивает переход от одного цикла профессиональной деятельности к следующему».

В ходе работы круглого стола были рассмотрены актуальные вопросы по оценке качества дошкольного образования в регионе: подходы к процедуре оценки качества, механизмы принятия управленческих решений,своеобразного комплекса мероприятий, позволяющих реализовать систему работы учреждения по управлению оценкой качества образования.

Выступающие представили опыт работы своих образовательных организаций, ориентированный на участников образовательных отношений:дети-педагоги-родители, на взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и применение современных ИКТ в работе детского сада.

По итогам работы круглого стола и в целом конференции всеми участниками принята резолюция.

Система качества дошкольного образования