Применение портфолио – это особая методика, основной целью которой является научить ребенка осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым его к дальнейшему развитию.
Слово «портфолио» состоит из латинских слов portare – «нести» и folium – «лист». В прямом смысле оно обозначает «портфель» — сумочку для ношения с собой важных бумаг. Портфолио в детских садах – каталог лучших работ, который должен как можно больше рассказать о своем владельце.
Оно собирает доказательства приобретенных умений и, следовательно, дает представление об особенностях ребенка. Портфолио побуждает у ребенка уверенность в себе: «Я готов идти дальше по пути обучения, поскольку мне уже многое удалось».
Портфолио может включать в себя разные категории формуляров. Первая категория формуляров – формуляры, знакомящие с личностью ребенка. Кто этот человек, развитие которого с самого начала его жизни мы хотим отразить в портфолио? Что отличает его от других, что свойственно только ему, а что,вероятно, в последствии изменится? Эти сведения предназначены для самого ребенка, поскольку портфолио составляется для него. Поэтому оформление и используемая лексика должны быть понятны всем участникам образовательного процесса.
Вторая категория формуляров «Сделано! Освоено!»– включает страница, на которых мы документально фиксируем все стадии развития. При этом в центре внимания находятся те этапы, которые особенно значимы для ребенка: поворотные моменты, после которых мир стал для ребенка иным.
Третья категория формуляров портфолио «Рука об руку с родителями и ребенком; формуляры, отражающие сотрудничество с родителями». Данная категория формуляров служит задачам организации и развития сотрудничества между воспитателями и родителями. В данном разделе фиксируются плодотворная дискуссия с родителями, фиксируются краткосрочные и долгосрочные совместные цели, правила сотрудничества.