(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Главная » Деятельность » Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Основныe направления научной и инновационной деятельности КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»:

  • научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
  • развитие проектной деятельности во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств, в том числе – в рамках национального проекта «Образование»;
  • развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
  • мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона.

В рамках научной и инновационной работы сотрудники Института решают следующие задачи:

  1. Обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего общего и профессионального образования.
  2. Научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управление качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования.
  3. Научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области.
  4. Проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов, чтений).
  5. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
  6. Обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.
Научная и инновационная деятельность в Институте в 2021 году

В течение 2021 года Институт развития образования Кировской области осуществлял свою деятельность в соответствии с планом-проспектом курсовых мероприятий, планом мероприятий на календарный год, утвержденным ректором и согласованным с министерством образования Кировской области. Приказы, регламентирующие основную деятельность ОО имеются.

Во втором полугодии на стратегических сессиях сотрудники Института совместно разработали проекты плана курсовых мероприятий и плана мероприятий на 2022 год.

Мероприятия планируются и реализуются по следующим направлениям:

−  обновление содержания образования в условиях реализации ФГОС и предметных Концепций;                                                                                           

−  оценка качества образования;                                                                

−  управление в образовании;                                                                    

 −  воспитание и социализация;                                                                   

− деятельность Единой региональной методической службы;        

− цифровизация образования;                                                          

− инновационные процессы в образовании.        

Мероприятия проводятся в очном, дистанционном и смешанном формате. Актуальность мероприятий для участников образовательного процесса оценивается в том числе и по количеству участников и (или) подключений.     

За 2021 год кафедрами, центрами и отделами Института подготовлено и проведено 235 мероприятий, в которых приняло участие более 20 тысяч человек. В соответствии с Планом мероприятий госзадания был представлен широкий спектр различных мероприятий, в том числе и внеплановых: от конференций до вебинаров.

В 48 раз проведена областная научно-практическая конференция учителей биологии, географии, химии, экологии, по итогам которой опубликован сборник научных и практических материалов.

В 9 раз открыли свои двери Педагогические чтения «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на которых педагоги, партнеры образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обменивались опытом работы, демонстрировали лучшие педагогические практики, определяли пути решения проблем социализации и реабилитации детей-сирот.

В 8 раз организован межрегиональный онлайн-фестиваль по робототехнике интеллектуальным системам «РобоCКАРТ».

На системной основе проводились вебинары для педагогов по вопросам введения системы ПФДО.

Активно реализуется проект «Школа мастера профессионального образования – 2021».

На базе Центра повышения квалификации в городе Вятские Поляны состоялись 6-ые Благовещенские образовательные чтения.

21 апреля Институт провел региональную научно-практическую конференцию, посвященную обсуждению вопросов воспитания в профессиональных образовательных организациях.

Помимо этого, Институт принял участие во Всероссийской акции на знание истории Великой Отечественной войны.

Также в 2021 году проведён областной конкурс на присуждение премий лучшим учителям Кировской области за достижения в педагогической деятельности,

VII Фестиваль региональных инновационных площадок (41 образовательная организация) и др.

В областном XXХI конкурсе «Учитель года Кировской области» приняли участие 32 педагога в восьми номинациях.

18 ноября 2021 года по инициативе Института развития образования Кировской области при поддержке Министерства просвещения РФ, регионального министерства образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Механизмы управления качеством образования в условиях реализации региональной образовательной политики». В конференции приняли участие представители Минпросвещения России, Федерального института оценки качества образования, Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образования, руководители и педагогические работники, методисты ведущих образовательных организаций. В рамках секции «Система обеспечения профессионального развития педагогических работников» выступили руководители ЦНППМ и эксперты из Республики Адыгея, Курганской области, Пермского края, Москвы), а также представили свой опыт по формированию методической системы образовательные организации региона (более 70 подключений). Вопросами оценки качества образования заинтересовались коллеги более чем из 25 субъектов Российской Федерации Больше 1000 человек приняли участие в мероприятии.

В течение 2021 года Кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования реализуется проект «Взаимообучение образовательных организаций, реализующих АООП, и ресурсных центров по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ», в ходе реализации которого проводится цикл вебинаров, направленных на ознакомление с опытом работы педагогов по организации методической, информационной, просветительской, диагностической, консультационной, психолого-педагогической поддержки педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Участниками проекта являются 15 ресурсных центров.

Совместный медиапроект «Урок длиною в жизнь» (цикл передач об учителях нашего региона) отдела цифровых образовательных технологий и информационной политики Института развития образования Кировской области и телеканала «Продвижение-Киров», начатый в 2020 году, продолжился в 2021 году. Всего за 2021 год подготовлено 7 выпусков и 2 новостных репортажа (за первое полугодие – 4 выпуска).

Также в отчетный период шла реализация совместного медиапроекта «Добрый интернет Гринландии» (отдел цифровых образовательных технологий и информационной политики Института развития образования, телеканала «Продвижение Киров» и Лиги юных журналистов Кировской области). В рамках партнерского проекта в первом полугодии 2021 года состоялось 9 медиасобытий.

Были реализованы проекты «Внедрение программы воспитания в школах Кировской области», «Пять минут с психологом»,

Центр управления и инноваций (центр профессионального развития педагогических кадров) совместно с министерством финансов ежеквартально организовывал онлайн-уроки по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций города Кирова и Кировской области.

Под кураторством Института организуют свою деятельность профессиональные педагогические ассоциации:

1. Кировская областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области».

2. Общественная организация «Ассоциация молодых педагогов Кировской области».

3. Ассоциация учителей начальных классов – лауреатов премии имени Аполлинарии Николаевны Тепляшиной.

4. Ассоциация медиаторов Кировской области.

5. Кировское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей информатики».

Необходимо активизировать их деятельность и организовать грамотное сопровождение и обратить внимание на увеличение .

В 2021 году продолжал работу Клуб учителей, в котором принимают участие губернатор Кировской области Игорь Владимирович Васильев, министр образования Ольга Николаевна Рысева.

С 2021 года начала свою работу и Школа молодого руководителя, которая призвана помочь начинающим директорам эффективно вести свою управленческую деятельность.

В 2021 году Институт развития образования продолжил сопровождение региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Руководители и члены рабочих групп по реализации региональных проектов своевременно направляли информационно-аналитические отчеты в министерство образования Кировской области.

Кафедра предметных областей обеспечивает научно-методическое сопровождение проекта «500+». Он является частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Во втором полугодии запущен проект «Функциональная грамотность», направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кировской области.

В рамках федерального проекта «Современная школа» в течение отчетного периода шла подготовка по открытию Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который начал действовать с сентября 2021 года в качестве структурного подразделения Института.

В системе среднего профессионального образования Институт активно осуществляет деятельность по реализации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Кировской области.

Основными направлениями научной и инновационной деятельности в Институте являются:

  • научно-методическое сопровождение реализации ФГОС всех уровней общего образования и среднего профессионального образования;
  • развитие проектной деятельности во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств, в том числе в рамках национального проекта «Образование»;
  • развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
  • мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона и др.

В рамках научной и инновационной работы в 2021 году сотрудниками Института решались следующие задачи:

  1. Обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.
  2. Научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управление качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования.
  3. Научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области.
  4. Проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов, чтений).
  5. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
  6. Обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.

Основным ресурсом Института являются кадры. В образовательном процессе в 2021 году было задействовано 19 штатных сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, а также 34 приглашенных преподавателей с учеными степенями.

Ученое звание «доцент» имеют 6 сотрудников Института (с учетом внешних совместителей):

  • сотрудника Института, преподававшие на курсах повышения квалификации, имеют звание Заслуженного учителя Российской Федерации:

Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в настоящее время в институте работают 3 сотрудника.

Повышение квалификации в 2021 году прошли 43 сотрудника, что составляет 50% от общего количества работников Института, задействованных в организации курсовой подготовки, проведении мероприятий и подготовке аналитических материалов. Курсы повышения квалификации были пройдены в таких образовательных организациях как Академия Министерства просвещения РФ, Университет Иннополис, Курский государственный университет, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки, Вятский государственный университет, Институт развития образования Кировской области.

В 2021 году повышение квалификации прошло почти в 2 раза больше сотрудников по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это можно объяснить расширением возможностей различных форм повышения квалификации и, в большинстве случаев, выбором дистанционной формы обучения.

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий.

В 2021 году были подготовлены 12 различных изданий в рамках государственного задания по разным направлениям развития образования:

  • анализ внешней оценки метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Кировской области в 2020 году;
  • анализ результатов Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Кировской области;
  • методические рекомендации по проектированию и реализации рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях;
  • методические рекомендации психологической помощи обучающимся, воспитывающимся в неполных и малообеспеченных семьях;
  • учебно-методическое пособие по разработке и обновлению образовательных программ СПО;
  • разработка рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
  • технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности школы;
  • методические рекомендации по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
  • особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста;
  • организация работы учителя-логопеда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • развитие культуры земледелия в Вятской губернии в 1900-1914 гг.;
  • реализация целевой модели наставничества на базе профессиональных образовательных организаций Кировской области.

Общий объем научных и методических изданий 250.3 п.л.

За высокий научный и методический уровень учебно-методические пособия, сборники материалов по итогам конференций Института в текущем году получили заслуженное признание – лауреата конкурса «Гуманитарная книга – 2020».

Всего было издано 86 статей  общим объемом 30.5 п.л.

В 2021 году научные публикации ППС Института распределяется следующим образом.

Уровень опубликованных работ
2021
год
Статьи в иностранном журнале1
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК 4
Статьи в журналах и сборниках федерального уровня 24

Статьи в журналах и сборниках международного уровня
20
Статьи в журналах и сборниках регионального уровня 37

Также в отчетном периоде была опубликованы статьи в журналах, включенных в перечень ВАК (Ю.В. Першина (2), Т.Ю. Еремина, Е.А. Мамаева), статья иностранном журнале (Ряттель А.В.).

За 2021 год были изданы четыре номера научно-методического журнала «Образование в Кировской области». Журнал выходит в двух вариантах – печатном и электронном.

С целью разработки инновационных моделей управления образовательной организацией и качеством образования Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок.

 Так, в 2021 году статус региональной инновационной площадки имела 79 ОО (82,3 %) от общего количества РИП в Кировской области.

В текущем году статус региональной инновационной площадки был присвоен 34 образовательным организациям под кураторством Института.

В соответствии с распоряжением министерства образования Кировской области региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры является Институт развития образования Кировской области 

В настоящее время наблюдается качественное развитие региональной инновационной инфраструктуры, повышается активность участия региональных площадок в представлении результатов инновационной деятельности на региональном и федеральном уровнях.

Распределение региональных инновационных площадок
по структурным подразделениям

№ п/пКураторы РИПКоличество РИП в 2019 годуКоличество РИП в 2020 годуКоличество РИП в 2021 году
1.Ректорат171513
2.Кафедра управления в образовании221718
3.Кафедра предметных областей181511
4.Кафедра дошкольного и начального общего образования596
5.Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования757 (8)
6.Кафедра профессионального образования779
7.Центр повышения квалификации в г. Вятские Поляны223
8.Центр профессионального развития педагогических кадров245
9.Отдел цифровых образовательных технологий и информационной политики36 (7)

В статусе методической площадки работали МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Кирова, МБОУ МБОУ ООШ д. Канахинцы  Унинского района.

         По итогам календарного года все организации сдали отчеты. Публичное представление результатов деятельности региональных инновационных площадок осуществлялось на научно-методических мероприятиях, утвержденных Координационным советом по формированию и функционированию региональной инновационной инфраструктуры при министерстве образования Кировской области: Фестиваль инновационных проектов (программ) и два Фестиваля региональных инновационных площадок.

Публичное представление результатов деятельности региональных инновационных площадок

Уровень мероприятияОрганизация-куратор: КОГОАУ ПО «Институт развития образования Кировской области» (по количеству мероприятий)*
Международный5
Всероссийский71
Межрегиональный24
Региональный315
Окружной63
Итого:478

Одним из основных направлений деятельности Института является сопровождение профессионального развития педагогических работников.

В течение 2021 года прошли процедуру аттестации и получили высшую квалификационную категорию 1210 человек, первую – 1328. Всего – 2538.

В соответствии с приказом Минпросвещения №173 от 11.12.2020 срок действия квалификационных категорий педагогов был продлен до 31.12.2021.

С января по декабрь аттестовано 29 руководителей (на соответствие занимаемой должности – 11; на первую квалификационную категорию – 16, на высшую – 2) и 16 кандидатов на должности руководителей. 

Результаты аттестации руководителей

 2021
Высшая квалификационная категория2
Первая квалификационная категория16
Соответствие занимаемой должности11
Итого29
Кандидаты на должность руководителя16

Важным элементом системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является единая региональная методическая служба (ЕРМС), координацию деятельности которой осуществляет Институт.

В 2021 году продолжили функционирование 11 областных методических объединения и приведен к единообразию перечень областных, окружных и районных методических объединений.

Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году проведена организационная работа по созданию методического объединения классных руководителей.

В рамках ЕРМС в системе профессионального образования функционируют 18 региональных учебно-методических объединения и 10 областных методических объединений профессиональных образовательных организаций, деятельность которых курирует кафедра профессионального образования.

С каждым годом увеличивается количество проводимых мониторинговых исследований и аналитических материалов. Всего в 2021 году было проведено 45 плановых мониторинга, включая 3 ежеквартальных и 4 полугодовых. В дальнейшем необходимо делать акцент на качество подготовки аналитических материалов, на вычленение наиболее важных проблем, на определение основных перспектив развития региональной системы образования. Необходимо проводить постепенную модернизацию мониторингов и систематизацию однотипных и схожих по результатам отдельных или самостоятельных мониторингов в единые информационно-статистические кластеры.

Расширяется взаимодействие Института с социальными партнерами, представителями других образовательных организаций, представителями региональных органов власти, в том числе ЦНППМ Курганской области, Пермского края, Республики Адыгея, ФИРО РАНХиГС, Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, члены Общественной палаты РФ, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», г. Москва; ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»;«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики, «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Гая Оренбургской области, центром Гёте-Института по реализации совместных проектов («Лаборатория талантов», «Немецкий и профессия»), ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Министерства просвещения РФ, выполняющего функции Федерального ресурсного центра и др.

Сотрудничество без заключения договора было установлено с такими организациями, как: Издательство «Просвещение» г. Москва;  Издательство «Экзамен-Медиа», Москва; Центр «Судебно-правовая реформа» г. Москва;          Кировское региональное отделение «Российское движение школьников»; Региональное отделение АСТУР (Ассоциации творческих учителей России); Вятская и Слободская епархия РПЦ (г. Киров); Кировское региональное отделение общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»; Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области»; Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»; Региональный координационный центр «Ворлдскиллс Киров» и др.

При этом основными направлениями взаимодействия с регионами Российской Федерации является развитие научных и инновационных процессов в сфере образования.

Таким образом, в 2021 году Институтом проведена большая работа по научно-методическому сопровождению инновационных процессов в сфере образования региона.

Научная и инновационная деятельность Института в 2020 году

В 2020 году Институт сопровождал региональные проекты национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».
Большая работа была проделана руководителями и членами рабочих групп по реализации региональных проектов.

Институт развития образования выиграл конкурсный отбор Министерства просвещения Российской Федерации на получение средств из федерального бюджета на создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» (с 2021 года – проекта «Современная школа»). Центр будет действовать с 2021 года как структурное подразделение Института.

В системе среднего профессионального образования Институт активно осуществляет деятельность по реализации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Кировской области.

На основании приказа Института развития образования Кировской области» от 18.09.2020 № 235 созданы и функционируют 10 областных методических объединений педагогических работников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций:
– методическое объединение педагогических работников дошкольного образования; 
– методическое объединение учителей начальных классов;
– методическое объединение учителей и преподавателей русского языка и литературы;
– методическое объединение учителей и преподавателей математики, информатики и технологии;
– методическое объединение учителей и преподавателей иностранного языка;
– методическое объединение учителей и преподавателей предметов естественно-научного цикла;
– методическое объединение учителей и преподавателей предметов общественно-научного цикла;
– методическое объединение учителей и преподавателей физической культуры, ОБЖ и художественно-эстетического цикла;
– методическое объединение заместителей руководителей по учебно-воспитательной и по воспитательной работе;
– методическое объединение педагогических работников по вопросам специального (коррекционного) и инклюзивного образования;
– методическое объединение педагогических работников дополнительного образования.

Также приведен к единообразию перечень областных и окружных методических объединений.

Данным приказом утверждены примерные положения об областном, окружном, районном и школьном методическом объединении, согласно которым члены методического объединения имеют право:
– участвовать во всех мероприятиях, проводимых объединением;
– обсуждать вопросы, относящиеся к образовательной деятельности;
– вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в школах, расположенных на территории региона;
– вносить предложения руководителю объединения по совершенствованию деятельности единой региональной методической службы;
– рекомендовать к публикации материалы об инновационном педагогическом опыте, накопленном в рамках деятельности объединения;
– ходатайствовать о поощрении членов объединения за активное участие в методической работе.

Также на территории Кировской области под кураторством Института развития образования Кировской области действуют профессиональные педагогические ассоциации:
1. Кировская областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области».
2. Общественная организация «Ассоциация молодых педагогов Кировской области».
3. Ассоциация учителей начальных классов – лауреатов премии имени Аполлинарии Николаевны Тепляшиной.
4. Ассоциация медиаторов Кировской области.
5. Кировское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей информатики».

Важной составляющей в профессиональном развитии педагогов является система аттестации.
Институтом развития образования Кировской области в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образования» в 2019 году было разработано Положение о порядке и сроках проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей областных государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Кировской области, (утверждено министерством образования Кировской области от 06.09.2019 № 697).

Процедура аттестации включает 3 этапа: прохождение квалификационного испытания в форме тестирования с использованием автоматизированной системы (далее – тестирование), оценка портфолио профессиональной деятельности руководителя, собеседование с Аттестационной комиссией министерства образования Кировской области. 

Тестирование проводится по двум направлениям: «Уровень квалификации» (управленческие знания), «Профессионализм» (управленческие умения, профессионально-ценностные ориентации в использовании различных форм, средств и методов управления, профессионально важные личностно-деловые качества и специальные способности, профессионально важные общеинтеллектуальные способности).

Портфолио профессиональной деятельности руководителя оценивается по пяти направлениям: управление кадрами, управление ресурсами, управление процессом, управление результатом, управление информацией.

Собеседование с Аттестационной комиссией министерства образования Кировской области проходит на заседании Аттестационной комиссии.

61 руководителей образовательных организаций прошли данную процедуру аттестации в 2020 году: 26 – из общеобразовательных организаций, 17 – профессиональных образовательных организаций, 2 – организаций дополнительного образования, 16 – образовательных организаций для детей с ОВЗ.

За 2020 год количество педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию чуть меньше и составило 1851 человек, на первую – 1696 (в 2019 году было аттестовано 3800 педагогических работников, из них на высшую квалификационную категорию – 1914, на первую – 1886).

По поручению министерства образования Институт осуществлял рецензирование Программ развития областных государственных образовательных организаций. В 2020 году были подготовлены более 90 рецензий на Программы.

Неотъемлемой частью профессионального мастерства педагогов является занесение материалов в Банк передового педагогического опыта. По итогам 2020 года было занесено 167 материалов.

Институт развития образования осуществляет научно-методическую подготовку педагогов к профессиональным конкурсам различных уровней.

В 2020 году конкурс «Учитель года Кировской области» отпраздновал свой 30-летний юбилей. Надо сказать, что за 30 лет формат конкурса менялся. Возникали новые испытания, росло количество номинаций. Но и педагог никогда не стоит на месте. Это творческая ищущая профессия. Он готов ко всему. И впервые в этом году конкурс проходил в дистанционном формате!

В областном этапе изначально приняло участие 55 человек. Но в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой до очного этапа конкурса смогли дойти только 36 человек из всех 7 образовательных округов Кировской области. Оценивали участников 40 членов профессионального жюри. Также была организована работа общественного жюри.
Тимкина Юлия Викторовна, учитель начальных классов Гимназии города Слободского Кировской области, представила регион на заключительном этапе конкурса «Учитель года».
Еще один победитель конкурса «Воспитатель года», Кропачева Ольга Владимировна, из детского сада «Золотой ключик» города Слободского представила регион на заключительном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В нашей копилке 5 победителей и 16 лауреатов заключительного этапа. В 2020 году Кокорина Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы школы №51 города Кирова стала лауреатом всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

Областной конкурс на присуждение премий лучшим учителям Кировской области за достижения в педагогической деятельности

В 2020 году Институт выиграл грант на обучение сельских учителей основам финансовой грамотности. Благодаря гранту 54 сельских учителя из 17 районов области прошли обучение основам финансовой грамотности, чтобы в дальнейшем транслировать эти знания в своем районе. Лекторами являлись специалисты Пенсионного Фонда, Управления Федеральной налоговой службы, Прокуратуры, Сбербанка. Институт был отмечен Благодарственным письмом министерства финансов Кировской области за плодотворное сотрудничество и успешную работу в области финансового просвещения населения.

В соответствии с приказом министерства образования Кировской области от 28.02.2020 № 210 «О региональных инновационных площадках» Институт развития образования в 2020 году осуществлял научно-методическое сопровождение 78 инновационных проектов (74 % от количества проектов, реализуемых региональными инновационными площадками в области) в 76 образовательных организациях Кировской области (78% от количества образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки).

В муниципальном общеобразовательном автономном учреждении «Лицей информационных технологий № 28» города Кирова и Кировском областном государственном общеобразовательном автономном учреждении «Лицей естественных наук» инновационная деятельность осуществлялась по двум инновационным проектам.

По данным на 30.12.2020 были реализованы 32 проекта (31 организация). Продолжают свою работу по заявленным темам 45 образовательных организаций (46 проектов).
Всего за последние три года реализовано инновационных проектов: 2018 год – 22, 2019 год – 30, 2020 год – 32.

В соответствии с приказом Института развития образования от 16.03.2020 г. № 92 «О назначении научных руководителей (консультантов) региональных инновационных площадок» 24 сотрудника были задействованы в качестве научных руководителей и консультантов площадок.

Основными направлениями инновационной деятельности РИП являются:
– разработка и внедрение современных моделей управления образовательных организаций;
– развитие региональной модели непрерывного образования и профессионального роста педагогических кадров образовательных организаций Кировской области;
– развитие механизмов взаимодействия системы образования, государственных структур и др.

Активнее стали включаться в региональную инновационную инфраструктуру организации дополнительного образования детей, профессиональные образовательные организации, дошкольные образовательные организации.

В 2020 году среди методических кабинетов / центров региональными инновационными площадками являлись: муниципальное казённое образовательное учреждение ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова и муниципальное казенное учреждение «Центр информационно- методического и бухгалтерского обслуживания образовательных организаций Куменского района Кировской области».

Активно сотрудничают с Институтом развития образования образовательные организации Юго-Восточного, Западного, Кировского образовательного округа.

К сожалению, в 2020 году отсутствовали региональные инновационные площадки в следующих муниципальных образованиях: ЗАТО Первомайском, Нолинском, Унинском, Белохолуницком, Верхошижемском, Кикнурском, Лебяжском, Мурашинском, Опаринском, Орловском, Подосиновском, Сунском, Юрьянском районах.

За последние три года статус региональной инновационной площадки имеют образовательные организации 15 муниципальных образований Кировской области, с которыми сотрудничает Институт развития образования: Афанасьевский, Верхнекамский, Кильмезский, Кирово-Чепецкий, Котельнический, Куменский, Малмыжский, Немский, Омутнинский, Оричевский, Санчурский, Слободской, Тужинский, Яранский районы, город Киров.
Результаты деятельности региональных инновационных площадок представлены методическими рекомендациями, электронными пособиями, дидактическими материалами, сборниками практических материалов, обобщающими деятельность РИП.

Завершенными продуктами по результатам деятельности площадок являются:
1. Учебно-методическое пособие «Речевая грамотность обучающихся НОО как условие преемственности при переходе на углублённое изучение русского языка в основном общем образовании» – Гимназия № 2 города Кирово-Чепецка;
2. Сборник материалов «Создание модели образовательной среды по повышению финансовой грамотности: развитие компетенций финансовой грамотности обучающихся в условиях реализации проекта» – средняя общеобразовательная школа д. Шихово Слободского района;
3. Учебно-методическое пособие «Медиаобразование как ресурс развития метапредметных компетентностей обучающихся в условиях реализации ФГОС» – средняя общеобразовательная школа № 2 города Кирова;
4. Сборник материалов «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для организации единого образовательного пространства муниципалитета» – Гимназия города Уржума»; 
5. Сборник материалов «Продуктивное обучение как средство становления и развития компетентностей обучающихся в условиях реализации ФГОС» – средняя общеобразовательная школа д. Стулово Слободского района;
6. Сборник материалов «Развитие личности обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности в образовательной организации» – средняя общеобразовательная школа пгт Тужа и др.

В процессе работы над инновационными проектами образовательные организации, имеющие статус региональной инновационной площадки, принимали участие в публичном представлении результатов своей деятельности на следующих мероприятиях различного уровня. В связи с эпидемиологической обстановкой в регионе, связанной с короновирусной инфекцией, мероприятия в 2020 году в основном проводились в дистанционном режиме.

Инновационный опыт работы педагогов – участников региональных инновационных площадок распространен:
– на всероссийском обучающем семинаре «Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью»;
– областной 47-ой научно-практической конференции учителей географии, биологии, химии, экологии «Социальное проектирование как ресурс развития естественнонаучного и географического образования»;
– областном семинаре-практикуме «Программа воспитания школы: от модели до воплощения»;
– областном вебинаре «Организация обучения технологии и профориентация с применением дистанционных технологий»;
– курсах повышения квалификации для различных категорий педагогических работников и др.

В рамках VI Фестиваля региональных инновационных площадок приняли участие 45 организаций, кураторами которых являются Институт развития образования Кировской области (82 % от общего количества участников), Вятский государственный университет, Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр. Участники Фестиваля демонстрировали опыт реализации инновационного проекта в шести номинациях:
– «Управление инновационными процессами и профессиональным развитием педагогических кадров»;
– «Инновационные подходы к организации образовательного процесса»;
– «Решение актуальных проблем образовательной практики на современном этапе развития образования»;
– «Современные модели воспитания и социализации обучающихся»;
– «Развитие цифровой образовательной среды образовательных организаций»;
– «Деятельность опорной школы как ресурсного центра образовательного кластера».
23 образовательных организации по итогам Фестиваля награждены дипломами победителей и призеров.

Также Институт развития образования ежегодно в феврале проводит Фестиваль инновационных проектов (программ), целью которого является выявление инновационных идей, способствующих развитию системы образования Кировской области. В рамках Недели науки и инноваций на Фестивале инновационных проектов (программ), приняли участие 14 региональных инновационных площадок, курируемых Институтом.

За 2020 год кафедрами, центрами и отделами Института подготовлено и проведено 153 мероприятий всероссийского, межрегионального и областного уровней.

В этом году был представлен широкий спектр различных мероприятий: от конференций до вебинаров. Однако, охват участников мероприятий впечатляющий: так, во Всероссийской научно-практической конференции приняло участие более 1000 человек (в т.ч. из 23 регионов России); областная конференция «Образовательные инновации в обучении, воспитании и социализации детей с ОВЗ» перешла в статус межрегиональной (в ней приняли участие не только педагоги Кировской области, но и специалисты из Москвы и Московской области, Архангельской, Иркутской, Оренбургской, Самарской областей. Географию конференции расширили специалисты из Республики Южная Осетия, Донецкой Народной Республики и Французской республики).

Огромный интерес вызвал семинар по использованию медиаресурсов в практике работы современного педагога, организованный кафедрой предметных областей.
На высоком уровне состоялась конференция «Профессиональное образование региона – ресурс кадрового обеспечения промышленного роста», в которой приняли участие ведущие ВУЗы региона.

С целью методического сопровождения образовательных организаций по реализации дистанционного обучения Институтом были проведены вебинары «В помощь педагогу», «В помощь школьнику», «Уроки от мастера», «Разговор с психологом». В помощь родителям обучающихся были организованы и проведены вебинары «Родительский час», на которых министр образования региона Ольга Николаевна Рысева, ректор Института развития образования Наталья Вячеславовна Соколова, уполномоченный по правам ребенка Владимир Валерьевич Шабардин, директора ведущих образовательных организаций города отвечали на волнующие вопросы родителей в условиях перехода на дистанционное обучение школьников.

С целью межведомственного взаимодействия с министерством финансов Кировской области каждый квартал проводились онлайн-уроки по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Помимо этого, Институт стал организатором по проведению в регионе Всероссийской акции на знание Конституции РФ.

Основными направлениями взаимодействия с регионами Российской Федерации является развитие научных и инновационных процессов в сфере образования: сотрудничество в проведении научно-практических конференций, конкурсов, семинаров и др.; курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников.
В рамках соглашений представители Института и организаций-партнеров также принимали участие в конференциях, семинарах, вебинарах и др. мероприятиях.

Спектр сотрудничества Института очень широкий:

-Институт развития образования Республики Татарстан;
-Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;
-Институт коррекционной педагогики Российской академии образования;
-Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина;
-Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики;
-Русское слово – учебник;
-Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена;
-Министерство образования и науки республики Абхазия;
-Центр «Судебно-правовая реформа» г. Москва;
-Кировское региональное отделение «Российское движение школьников»;
-Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области» и др.

В течение 2020 года в Институте проводили мероприятия и участвовали в курсах повышения квалификации ведущие российские издательства: «Просвещение», «Российский учебник», «Русское слово», «Академкнига/Учебник» и т.д.

В рамках соглашений представители Института и организаций-партнеров также принимали участие в конференциях, семинарах, вебинарах и др. мероприятиях.

Так, в 2020 году в Республике Абхазия кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования Института развития образования традиционно организовала проведение ежегодного методического лагеря «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

В текущем году были проведены 35 плановых и 37 внеплановых мониторинговых исследований:

-анализ работы организаций по противодействию коррупции в подведомственных министерству образования организациях;

-мониторинг повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей подведомственных министерству образования организаций;

-реализация регионального проекта «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в Кировской области» (ТОП-50);

-потребность работников образовательных организаций в повышении квалификации (в разрезе типов образовательных организаций и должностей работников, в том числе не связанных с педагогической деятельностью);

-количество аттестованных и прошедших квалификацию (за последние 3 года) руководящих и педагогических работников образовательных организаций Кировской области и др.


В 2019 году подготовлены различные аналитические материалы:

– Аналитические материалы для совещания с экспертами и муниципальными координаторами в рамках лонгитюдного исследования;
– результаты исследования качества дошкольного образования в рамках проекта Рособрнадзора,
анализ результатов ЕГЭ, итогового сочинения (изложения), анализ ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Кировской области;
– анализ по итогам социально-психологического тестирования обучающихся и рекомендации по – организации профилактической работы в образовательных организациях;
аналитические материалы по результатам проведения оценки эффективности деятельности областных государственных образовательных организаций и др.

Научная и инновационная деятельность в Институте в 2019 году

В связи с майским Указом Президента России В.В. Путина от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в нашей стране разработан национальный проект «Образование».

В Кировской области утверждены региональные паспорта по 8 проектам нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность». Три паспорта были разработаны Институтом: «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность».

Проекты реализуются комплексно, в них вовлечены все типы образовательных организаций и все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители, а также работодатели и представители общественных объединений.

ИРО принимает активное участие в реализации указанных проектов, назначены ответственные за реализацию проектов:
-«Создание современных школ в Кировской области»;
-«Развитие региональной системы дополнительного образования детей в Кировской области»;
-«Поддержка семей в Кировской области, имеющих детей»;
-«Создание цифровой образовательной среды Кировской области»;
-«Учитель будущего Кировской области»;
-«Повышение конкурентноспособности профессионального образования в Кировской области»;
-«Организация непрерывного образования в Кировской области»;
-«Развитие социальной активности в Кировской области».

В 2019 году Институтом развития образования Кировской области была разработана проектная документация и подготовлена конкурсная заявка на получение средств из федерального бюджета в рамках проекта «Учитель будущего».

Заявка получила поддержку Министерства просвещения Российской Федерации. Уже в 2021 году в регионе будут созданы центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов как самостоятельное юридическое лицо и центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как структурное подразделение ИРО Кировской области, а в 2022 году – еще один центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как структурное подразделение Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права.

Основные результаты и показатели комплексного подхода реализации национального проекта «Образование».

Реализация национального проекта в регионе позволит к 2024 году:
в 100% школ внедрить новые методы обучения и воспитания, современные образовательные технологии
обеспечить доступность дополнительного образования для 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет
создать 90 консультационных пунктов для родителей  (законных представителей) детей дошкольного возраста по вопросам воспитания детей;
создать в 100% образовательных организаций современную и безопасную цифровую образовательную среду;
включить 50% учителей общеобразовательных организаций, в  национальную систему профессионального роста педагогических работников;
создать центр опережающей профессиональной подготовки;
оснастить 50 мастерских современной материально-технической базой по одной из компетенций;
в 50% организаций, реализующих программы СПО, проводить итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена;
увеличить охват граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования до 70 тыс. человек к 2024 году;
вовлечь 80% обучающихся в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций.

В 2019 году Институт продолжал научно-методическое сопровождение процесса регионализации образовательных организаций Кировской области.

С 5 по 8 ноября 2019 года состоялось представление деятельности стажировочной площадки в рамках обмена опытом по реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций. Представители Кемеровской, Новосибирской, Московской, Мурманской, Томской областей, республик Марий-Эл, Удмуртии и Камчатского края изучали успешный опыт Кировской области по реализации инновационной государственной модели управления сетью образовательных организаций в регионе.

В Кировской области данная модель активно реализуется с 2018 года. На данный момент в рамках проекта в области функционируют 58 государственных школ, 47 из них являются опорными.

Опорные школы и профильные ресурсные центры оказывают всестороннюю поддержку образовательным организациям в части проведения различных мероприятий, стажировок, мастер-классов, дистанционного обучения. Институт развития образования Кировской области выполняет научно-методическое сопровождение проекта.

В рамках стажировки участники из регионов РФ посетили опорную стажировочную площадку на базе лицея № 9 г. Слободского и кировский Центр дистанционного образования детей, где изучали финансово-экономические механизмы и организационно-управленческие схемы реализации модели управления сетью образовательных организаций.

Также стажеры побывали в муниципальной средней школе № 7 г. Слободского, не вовлеченной в проект.

На итоговой аттестации участники стажировки обсудили риски и перспективы дальнейшей реализации проекта, возможность выбора данной модели в регионах РФ.

Ключевым заданием стало – создание и защита проекта дорожной карты при переходе на предложенную модель управления системой образования в своем регионе.

В ходе стажировки состоялась встреча с министром образования Кировской области Ольгой Николаевной Рысевой, которая отметила, что модель передачи школ в областную собственность работает успешно, она становится более управляемой. 

В системе СПО Институт активно включился в реализацию Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Кировской области.

Реализация региональных проектов в рамках национального проекта «Образование» отражается в деятельности федеральной инновационной площадки (тема «Сопровождение профессионального роста педагога в рамках реализации инновационной модели управления образовательной организацией»), статус которой Институту был присвоен в 2018 году приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 № 318 «О федеральных инновационных площадках». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.12.2019 на основе годового отчета Института статус федеральной инновационной площадки был продлен. 

Напомню, проект призван обеспечить потребности областной системы образования в квалифицированных педагогических кадрах в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, национальной системы учительского роста, повышение профессионального уровня руководящих и педагогических работников.

Важной составляющей в профессиональном развитии педагогов является система аттестации. За 2019 год всего было аттестовано 3800 педагогических работников, из них на высшую квалификационную категорию – 1914, на первую – 1886. Следует отметить, что по планам Министерства просвещения Российской Федерации 2020 году в стране должна быть внедрена новая система аттестации.

При участии Института в методической подготовке педагогов к профессиональным конкурсам Всероссийского уровня в 2019 году достигнуты хорошие результаты:
Корзунина Анна Сергеевна, учитель английского языка Лицея г. Кирово-Чепецка, стала победителем в специальной номинации «За бережное отношение к живому великорусскому языку» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019»;
-Меньшикова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог Слободского колледжа педагогики и социальных отношений, стала победителем в номинации «Виртуозное мастерство школьного психолога» в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»;
-Урванцева Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы школы №5 г. Слободского, заняла 3 место в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» в рамках Всероссийского этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В 20-ку лучших учителей Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2019» вошла тифлопедагог школы для обучающихся с ОВЗ «Хрусталик» г. Кирова Людмила Валерьевна Городинская.

Для оказания методической помощи поддержка общеобразовательным организациям, которые ввели изучение немецкого языка в качестве второго иностранного Институт на протяжении трех лет на территории региона реализовывал международный проект «Немецкий – первый второй иностранный». 

В проекте этого периода общее количество школ, принявших участие, составило 63, из них по годам:
2017 – 20 школ;
2018 – 22 школы;
2019 – 21 школа.

В рамках проекта проводились обучающие мероприятия для детей, родителей, учителей немецкого языка и руководителей общеобразовательных организаций.

С целью разработки инновационных моделей управления образовательной организацией Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок.

В соответствии с распоряжением министерства образования Кировской области региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры является Институт развития образования Кировской области.

В настоящее время наблюдается качественное развитие региональной инновационной инфраструктуры, повышается активность участия региональных площадок в представлении результатов инновационной деятельности на региональном и федеральном уровнях. Так, в 2017 году статус региональной инновационной площадки имела 81 образовательная организация, в 2018 – 96, в 2019 уже 104 организаций.

Основными направлениями деятельности площадок являются:
разработка и внедрение современных моделей управления образовательных организаций;
развитие региональной модели непрерывного образования и профессионального роста -педагогических кадров образовательных организаций Кировской области;
развитие механизмов взаимодействия системы образования, государственных структур и др.

ИРО Кировской области в 2019 году курировал деятельность 79 ОО по 80 проектам.
Следует отметить, что 7 областных общеобразовательных организаций с 2018 по 2020 годы под кураторством Института являются региональными инновационными площадками по теме «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для организации единого образовательного пространства муниципалитета».

Научными руководителями (консультантами) со своими региональными инновационными площадками были проведены такие мероприятия как областная научно-практическая конференция «Опыт создания образовательной среды по повышению финансовой грамотности обучающихся», научно-практическая конференция «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом в условиях реализации ФГОС», областные семинары «Научно-методическое сопровождение личностного роста обучающихся на основе ВСОКО» и т.д.

Результаты инновационной деятельности образовательных организаций находят свое отражение и на страницах издаваемого Институтом периодического научно-методического журнала «Образование в Кировской области», а также в публикуемых методических сборниках и рекомендациях.

Результаты деятельности региональных инновационных площадок представлены методическими рекомендациями, электронными пособиями, дидактическими материалами, сборниками практических материалов, обобщающими деятельность РИП:
Внутренняя оценка качества результатов УУД обучающихся
Формирование и развитие универсальных учебных действий как условие реализации ФГОС общего образования
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
Развитие социального партнерства в решении проблем воспитания школьников
Реализация системно-деятельностного подхода в организации общего и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Межрегиональный педагогический конвент «Информатизация образования: взгляд в будущее»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Организация комплексного сопровождения  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт сетевой организации инклюзивного профессионального образования»; областные научно-практические конференции: «Цели и ценности начального общего образования в условиях ФГОС начального общего образования», 46-я областная научно-практическая конференция «Природно-социальный комплекс как условие развития естественнонаучного и географического образования», 46-я областная научно-практическая конференция «Технологии обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды», 3-я областная  научно-практическая  конференция «Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании», «Формирование толерантной среды к лицам с инвалидностью и обучающимся с ОВЗ» и др.

С целью межведомственного взаимодействия с министерством финансов Кировской области каждый квартал проводились онлайн-уроки по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

Помимо этого, Институт стал организатором площадок по проведению в регионе экономического и этнографического диктантов, в которых приняли участие школьники, студенты, педагоги образовательных организаций и сотрудники Института.

Также в 2019 году функционировало 11 методический площадок, целью которых являлось развитие научно-методических, информационных и организационных условий для повышения качества общего образования в Кировской области.

Основными направлениями взаимодействия с регионами Российской Федерации является развитие научных и инновационных процессов в сфере образования:

-сотрудничество в проведении научно-практических конференций, конкурсов, семинаров и др.; -курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников.

В течение 2019 года в Институте проводили мероприятия и участвовали в курсах повышения квалификации ведущие российские издательства:

-«Просвещение» (семинар «Шахматы в детском саду и школе»),
-«Российский учебник» (Семинар «Формирование, контроль и оценка метапредметных результатов»),
-«Экзамен-Медиа» (Семинар «Современные технологии воспитания младших школьников»), -«Русское слово»,
-«Бином»,
-«Академкнига/Учебник» и т.д.

В рамках соглашений представители Института и организаций-партнеров также принимали участие в конференциях, семинарах, вебинарах и др. мероприятиях.

Так, в 2019 году в Республике Абхазия кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования Института развития образования традиционно организовала проведение ежегодного методического лагеря «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

По состоянию на 31.12.2019 Институтом были проведены 29 плановых (из них 12 ежеквартальных и 4 полугодовых) и 27 внеплановых мониторинговых исследований:
Анализ работы организаций по противодействию коррупции в подведомственных министерству образования организациях;
Мониторинг повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей подведомственных министерству образования организаций;
Реализация регионального проекта «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в Кировской области» (ТОП-50);
Потребность работников образовательных организаций в повышении квалификации (в разрезе типов образовательных организаций и должностей работников, в том числе не связанных с педагогической деятельностью);
Количество аттестованных и прошедших квалификацию (за последние 3 года) руководящих и педагогических работников образовательных организаций Кировской области и др.

Для качественного выполнения мониторингов необходима более тесная связь с методистами, ответственными в муниципалитетах или образовательных организациях, с целью более оперативного разрешения возникающих вопросов.

В 2019 году подготовлены различные аналитические материалы:
-Аналитические материалы для совещания с экспертами и муниципальными координаторами в рамках лонгитюдного исследования;
-результаты исследования качества дошкольного образования в рамках проекта Рособрнадзора,
-анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, итогового сочинения (изложения),
-анализ ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Кировской области;
-анализ по итогам социально-психологического тестирования обучающихся и рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях;
аналитические материалы по результатам проведения оценки эффективности деятельности областных государственных образовательных организаций и др.

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий.

Учебно-методические пособия и методические рекомендации, рабочие программы по учебным предметам в электронном виде направляются в отделы образовательных округов, муниципальные органы управления образования; распространяются через курсовую подготовку педагогов.

Научная и инновационная деятельность в Институте в 2018 году
Научная и инновационная деятельность Института в 2017 году

Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.

Направления научной и инновационной работы в 2017 году:
-научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
-развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
-развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
-мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона.

В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:
-обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего профессионального образования;
-научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования и др.;
-научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области;
-проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.);
-обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
-обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.

По данным на конец 2017 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 52,8 % от общего числа ППС.

Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 7 сотрудников. Предполагаемые сроки защиты 2018-2021 гг.

Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.

Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.

Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.

За 2017 год кафедрами Института подготовлено и проведено 210 мероприятий всероссийского, областного и межрегионального уровней:
-20 научно-практических конференций;
-76 семинаров;
-8 форумов, фестивалей, чтений;
-39 вебинаров;
-50 конкурсов, олимпиад;
-17 других мероприятий, в которых приняли участие около 2300  руководящих и педагогических работников региона.

Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями (38 мероприятий международного уровня, 62 – всероссийского уровня и 64 – регионального уровня).

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий. В 2017 году кафедрами Института подготовлено и издано 83 наименований работ общим объемом 503,2 п.л. Общий тираж изданий составил 6577 экз.

Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.

Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях. Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.

В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2017 году на кафедрах Института функционировали 12 творческих лабораторий.

В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.

Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.

Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Создание региональной системы учительского роста»; «Научно-методическое сопровождение оценки качества дошкольного образования»; «Реализация требований ФГОС НОО к достижению и оценке метапредметных результатов освоения обучающимися ООП НОО»; «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Кировской области»; «Научно-методическое сопровождение педагогов по реализации ФГОС и предметных концепций»; «Управление качеством результатов основной образовательной программы»; «Организация деятельности школ, находящихся в сложных социальных условиях»; «Воспитание и социализация личности в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов» и др.

Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка и обновление федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного (дуального) обучения, независимой оценки квалификаций выпускников СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.

Среди приоритетных направлений Института сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.

Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области.

Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.

В 2017 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран.

Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного, Управление образования г. Гудаута республика Абхазия, Научно-просветительский центр «Холокост» ( г. Москва).

В течение 2017 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 33 организациями из 12 субъектов РФ, в том числе:

-ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»;
-ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»;
-ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет «СТАНКИН»;
-ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» инновационного центра «Сколково»;
-ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» и др.

Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.

Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки.

Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2017 году 81 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 54 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона.

Институт выступает в качестве куратора деятельности 52 РИП. В 2017 году 22 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.

Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.

При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются:

-имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов;
-значимость инновационной программы для развития регионального образования;
-соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; -перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы;
-возможности для трансляции результатов инновационной работы.

Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов.

Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.

Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.

При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций.

ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования.

Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.

Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.

Научная и инновационная деятельность Института в 2016 году

Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.

Направления научной и инновационной работы в 2016 году:
-научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
-развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
-развитие  инновационной деятельности образовательных организаций региона;
-мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования  региона.

В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:
1. Создание условий для научно-профессионального роста ППС Института;
2. Сопровождение профессионального развития педагогических кадров  и повышения качества образования в регионе.
3. Обеспечения научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях внедрения ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего и среднего профессионального образования.
4. Научное обоснование и разработка технологических решений актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение внутренней системы оценки качества образования; поддержка ОО, работающих в различных социальных условиях; научно-методическое сопровождение детей с особыми образовательными возможностями; развитие и внедрение практик инклюзивного образования в регионе; сопровождение школьных служб примирения; информационно-коммуникационное обеспечение деятельности образовательной системы региона и др.
5. Научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области.
6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
7. Экспертное сопровождение образовательных программ и разработок педагогических работников.
8. Систематизация форм участия Института в деятельности профессиональных педагогических сообществ.
9. Обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.
10. Проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.).

По данным на конец 2016 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 60,5% от общего числа ППС. 

Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 4 сотрудника. Предполагаемые сроки защиты 2018-2019 гг.

Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.

Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.

Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.

За 2016 год кафедрами Института подготовлено и проведено 141 мероприятие:
Всероссийская неделя инклюзивного образования, а также мероприятия областного и межрегионального уровней:
6 научно-практических конференций
46 семинаров
7 форумов, фестивалей, чтений
26 вебинаров
39 конкурсов, олимпиад
16 других мероприятий

Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями. Это 21 мероприятие международного уровня, 148 – всероссийского уровня и 46 – регионального уровня.

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются  в виде научных и учебных изданий. В 2016 году кафедрами Института подготовлено и издано 80 наименований работ общим объемом 368 п.л. Общий тираж изданий составил 8142 экз.

Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.

Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и  совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях.

Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.

В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2016 году на кафедрах Института функционировали 25 творческих лабораторий.

В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.

Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.

Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Помощь школам, находящимся в сложных социальных условиях», «Школа молодого педагога», «Помощь школам, имеющим низкие образовательные результаты», «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры», «Проект по непрерывному агрообразованию»,  «Немецкий – первый второй иностранный», «Развитие служб медиации в ОО»,  «Сетевой образовательный проект «Авторская школа педагога»,  областной сетевой Интернет-проект «Читающий учитель – читающий ученик» и др.

Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка  и  обновление  федеральных  государственных образовательных  стандартов  с  учетом  требований  профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного  (дуального) обучения,  независимой  оценки  квалификаций выпускников  СПО,  итоговой  аттестации  в  формате  демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.

Среди приоритетных направлений Института  сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.

Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях  Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области.

Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.

В 2016 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран. Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного,  Управление образования г. Гудаута р-ка Абхазия. В течение 2016 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 39 организациями из 7 субъектов РФ.

Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.

Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки. Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2016 году 77 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 85 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона. Институт выступает в качестве куратора деятельности 51 РИП. В 2016 году 17 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.

Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.

При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются: имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов; значимость инновационной программы для развития регионального образования; соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы; возможности для трансляции результатов инновационной работы.

Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов. Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.

Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.

При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций по темам: «Формирование образовательного пространства, способствующего наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально творческих потребностей обучающихся» и «Модульно-компетентностный подход как основа дуального образования при подготовке квалифицированных рабочих».

ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования  по темам: «Психолого-медико-социальный центр как системообразующий фактор психологической службы образования», «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие».

Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.

Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.