Руководитель образовательной организации является ключевой фигурой в сфере образования, в идеале он должен быть и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, и генератором инноваций. Ведь именно директор определяет основные векторы эффективного развития учебного заведения, одним из которых является повышение профессиональной компетенции педагогических кадров.
Повышение профессионального уровня педагога способствует повышению качества образования в целом, поэтому данному направлению необходимо уделять особое внимание. Какие «профессиональные дефициты» в своих организациях видят на сегодняшний день руководители? Кто больше нуждается в повышении квалификации? Какие направления являются приоритетными и какие сферы управленческой деятельности необходимо совершенствовать?
Давайте посмотрим, как на эти вопросы ответили руководители образовательных организации Кировской области.
В анкетировании приняло участие 192 руководителя из 7 образовательных округов Кировской области, из них 97 – руководители общеобразовательных организаций, 59 – руководители дошкольных образовательных организаций; 18 – руководители организаций дополнительного образования; 18 – руководители СПО.
Средний стаж работы в системе образования – 25,5 лет (2-50 лет), средний стаж управленческой деятельности – 11,8 лет (0-38 лет).
В чем видят директора уникальность, своеобразие своей образовательной организации?
Самым популярным ответом стали – воспитание и социализация обучающихся, применение инновационных технологий и методов работы, развитие социального партнерства, создание безопасной и доступной образовательной среды. Менее развитыми направлениями считают цифровизацию, дистанционное образование и сетевые формы работы.
Какие сферы управленческой деятельности максимально налажены в вашей ОО?
Анализ полученных результатов показывает, что в большинстве образовательных организаций четко выстроена система воспитательной работы и работы с родителями, организация учебного процесса, инновационная деятельность и работа с одаренными детьми.
Многие считают при этом необходимым совершенствовать работу с детьми с ОВЗ, развивать безопасную и доступную образовательную среду.
Все директора отмечают, что педагоги должны постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Максимальная потребность в повышении квалификации у классных руководителей, заместителей руководителей, педагогов-организаторов, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, психологов и методистов.
Среди наиболее предпочитаемых форм обучения респонденты на первое место ставят активные и практико-ориентированные занятия: семинары, тренинги, мастер-классы.
Какие приоритетные направления повышения квалификации сотрудников были выделены? Среди самых востребованных оказались — оценка качества и эффективность работы, организация проектной и исследовательской деятельности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Институт Развития образования Кировской области принял к сведению результаты опроса руководителей и готов оказать адресную помощь в повышении квалификации и профессионального мастерства для всех категорий педагогических работников.
Всю актуальную информацию о курсах повышения квалификации можно найти на сайте института в разделе «Повышение квалификации и переподготовка».