Письмо Минпросвещения 07-3984 от 16.08.2024
Письмо Минпросвещения России от 30.06.2023 N 07-3646
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. N 15-2/И/2-2645
Методические рекомендации
Методические рекомендации для подростков
Методические рекомендации для родителей
Методические рекомендации для психологов
Учебное пособие «Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях»
Пособие «НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ РАБОТА С СЕМЬЕЙ И РЕБЕНКОМ»
Специалист Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) ответил на вопрос «Какова роль родителей в профилактике суицидального поведения детей и подростков?»
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, в том числе, жизнестойкость, негативное отношение к саморазрушающему, самоповреждающему, суицидальному поведению.
Со своей стороны, образовательные организации реализуют просветительские и информационно-разъяснительные мероприятия с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
В качестве источников по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних во взаимодействии с родителями (законными представителями) можем порекомендовать следующие материалы:
- Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения;
- Методические материалы «Позитивное мышление, эмоции, жизнестойкость: учимся управлять собой»;
- Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению;
- «Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): методические рекомендации» ФГБУ «НМИЦ ПН им.В.П. Сербского»;
- Методические рекомендации «Психолог – родителю: Чтобы не было поздно (Роль семьи в профилактике суицидального поведения подростков)»;
- Статья Института изучения детства, семьи и воспитания «Причины суицидального поведения детей: что делать родителям».
Информационные материалы
Памятка. Основные принципы построения беседы с ребенком
Памятка педагогу «Принципы первичной беседы с подростком в предсуицидальной ситуации»
Памятка для психологов по оказанию психологической помощи детям и подростков в кризисных состояниях
Памятка для психологов по оказанию психологической помощи детям и подростков в кризисных состояниях
Памятка «Роль педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся»
Памятка «Роль психолога в профилактике суицидального поведения обучающихся»
Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях
Памятка. Суицидальное, самоповреждающее поведение (часть 1)
Памятка. Суицидальное, самоповреждающее поведение (часть 2)
Памятка — алгоритм действий педагога суицидальное поведение
Памятка для родителей по суицидальному поведению
В помощь педагогу
Памятка для родителей «Быть чуткими к подростку»
Психологическое консультирование. Работа с кризисными ситуациями
Действия педагога в ситуации суицида в классе
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»
Алгоритм работы с суицидальными намерениями подростков (на примере обращения на Горячую линию)
Опыт кризисной помощи в классах со случаями суицида
Организация работы школьного психолога с родителями по факту попытки суицида