Нормативные правовые основы организации воспитательной работы
- Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией.
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании» (последняя редакция)
- Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010г «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020г «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г»
- Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Факультативный протокол к Конвенции был подписан от имени Российской Федерации 26 сентября 2012 г. и ратифицирован Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 413 от 17.05.2012г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 536 от 11.05.2015г «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогов и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г.№ 82-ФЗ (последняя редакция).
- Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», принятый протоколом Учредительного съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» №1 от 28 марта 2016 г. В новой редакции принят внеочередным съездом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», протокол №4 от 28 марта 2019 года.
1. Цель и задачи патриотического воспитания и просвещения
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
— утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
— создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
— воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
— привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
— привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
— создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
— формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
2. Направления патриотического воспитания и просвещения
- Духовно-нравственное. Осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. Изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувств гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите родины.
Рекомендации по организации деятельности:
— оборонно-спортивный оздоровительный лагерь
— поисковое движение
— организация и методика проведения военно-спортивного праздника
— наглядная агитация как средство патриотической и военно-патриотической работы
Методические рекомендации «Воспитать патриота»
Ресурсы по патриотическому воспитанию
Интернет-ресурсы военно-патриотического воспитания и просвещения