Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде и жить в ней, применяя уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.
Почему же среди всех разновидностей компонентов функциональной грамотности — читательская грамотность занимает особое место? Все очень просто. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любые задачи, в том числе и жизненные, начинаются с текста.
Начитать свою работу педагоги детских садов должны с формирования предпосылок читательской грамотности. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
— Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному, — отмечает заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования Нина Коротаева.