В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». В речь учителя и документооборот вошли термины «проектная», «исследовательская», «проектно-исследовательская», «проектная и исследовательская» деятельность, «исследовательский проект» и др. Вместе с тем цель, структура и логика выполнения проекта и исследовательской работы имеют существенные различия. На вебинаре была показана специфика проектных и исследовательских работ младших школьников.
Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последовательного движения к поставленной цели.
Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если он будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения (оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Не только в работе — в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата.
Обеспечение школьникам возможности выполнения разнообразных исследовательских работ повышает качество образования и позволяет обучающимся лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни. Когда у человека сформирован такой исследовательский мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например, насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать и т. д.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т. д.), – создание определенного продукта. Поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, результатом учебного проектирования может быть субъективная практическая значимость для автора работы, возможность самостоятельно получить значимый результат.
МАТЕРИАЛЫ ВЕБИНАРА