Совещание началось с церемонии внесения Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна РФ, за которыми последовало видеообращение Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова.
22 августа в правительстве Кировской области состоялось пленарное заседание областного августовского педагогического совещания. В мероприятии приняли участие губернатор Кировской области Александр Соколов, и.о. председателя Законодательного Собрания Кировской области Ирина Морозова, заместитель Председателя Правительства Кировской области Светлана Шумайлова, министр образования региона Ольга Рысева, региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Александра Плосконосова, председатель регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Вероника Потапова, проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Ольга Суханова, ректор ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Валентин Пугач, председатель регионального отделения Российского общества «Знание», ректор ФБГОУ ВО «Вятский государственный агротехнологический университет» Елена Симбирских и учитель МБОУ СОШ с. Гордино Афанасьевского района, победитель областного конкурса «Учитель года – 2023» Елена Гордина.
Губернатор Александр Соколов озвучил приоритетные задачи системы образования Кировской области. Говоря о защите детей от дезинформации, губернатор отметил, что с первого сентября ученики 10-11 классов будут обучаться по новому единому учебнику истории, где в центре внимания – Россия. Учебник имеет раздел, связанный со специальной военной операцией.
В Год педагога и наставника принята региональная программа, посвященная Году педагога и наставника, на три года – с 2023 по 2025. «Впервые с целью повышения социального статуса 20 лучшим педагогам, проявившим себя в профессиональной деятельности, будет вручаться премия Губернатора «Педагогический талант» в размере 100 тысяч рублей. Учреждена премия Правительства области в размере 50 тысяч рублей лучшим педагогам от каждого района, которых выдвинули сами муниципалитеты», — отметил губернатор, — «Молодым специалистам, приступившим к работе в школах, расположенных в сельской местности, социальные выплаты увеличены до 200 тыс. рублей, в школах, расположенных в городах, – до 100 тыс. рублей».
О ключевой роли системы образования в формировании кадрового потенциала экономики региона рассказала заместитель Председателя Правительства Кировской области Светлана Шумайлова. Что же изменилось в законе «Об образовании в Российской Федерации»?
— В первую очередь, исключены нормы о том, что для трудовой деятельности детей требуется согласие родителей. В новой формулировке указано, что к труду, не предусмотренному образовательной программой, обучающихся можно привлекать в соответствии с требованиями трудового законодательства. Дополнен перечень обязанностей школьников – участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда, — говорит Светлана Витальевна. — С 1 сентября профориентационная деятельность во всех школах Российской Федерации выстраивается по единой модели – профориентационному минимуму, направленному на эффективный выбор будущей профессиональной траектории. Также, планируется реализовать проект «Первая профессия» — организовать профессиональное обучение школьников на базе техникумов по востребованным специальностям.
Подводя итог своего выступления, Светлана Витальевна отметила, что роль системы образования в развитии общества является первостепенной. «Наша задача – дать детям современные и эффективные знания, которые они смогут применить в дальнейшей жизни, помочь каждому ребенку в его профессиональном становлении».
Развернутый доклад о региональной системе образования как части единого образовательного пространства представила министр образования региона Ольга Рысева. Она отметила, что в новом учебном году по обновленным ФГОС будут учиться 1-4, 5, 6 и 10 классы. Министр подчеркнула важность единых программ, школьных учебников, единой федеральной рабочей программы воспитания. «Федеральные основные общеобразовательные программы облегчают задачу учителям, так как не придется каждый год переписывать рабочую программу. Вследствие этого снижается нагрузка на педагогов. Единые общеобразовательные программы обеспечат и единообразие проведения Всероссийских проверочных работ – учащимся не придется сталкиваться с темами, которые они не разбирали на уроках, соответственно, оценка качества обучения будет более объективная», — сказала Ольга Николаевна.
Ключевыми вопросами также стали начальная военная подготовка, патриотическое воспитание, ключевые направления развития дополнительного образования, проведение в образовательных организациях области цикла внеурочных занятий для обучающихся «Разговоры о важном», внедрение единой модели профориентации, информатизация образования, сокращение бюрократической нагрузки на школы, оформление школьных пространств.
— Этот год для нас особенный — Год педагога и наставника. В каждой школе, в каждом муниципалитете проводится много мероприятий. Но главный акцент этой работы в том, чтобы каждый учитель чувствовал себя комфортно, ощущал поддержку государства и общества, мог раскрыть свой потенциал; чтобы общество воспринимало педагога как ключевую фигуру в воспитании, обучении детей, формировании будущих граждан нашей страны. И не только в Год педагога и наставника, а постоянно, — отметила в своем выступлении министр.
В рамках совещания состоялось награждение педагогических работников системы образования Кировской области.
Мероприятие завершилось работой секций по следующим вопросам: ключевые направления развития системы воспитания, модели взаимодействия региональных команд РДДМ «Движение первых» и проекта «Навигаторы детства», снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников, профориентационный минимум: от теории к практике и цифровизация системы образования Кировской области.
В школах региона будет внедрена Единая модель профессиональной ориентации — ПРОФМИНИМУМ
Тема стала ключевой в работе секций областного августовского совещания. Обсуждение прошло в Вятском государственном университете.
Профориентационный минимум — это универсальный набор инструментов для проведения мероприятий по профориентации, разработанный проектом «Билет в будущее». Школьники с 6 по 11 класс будут включены в проект, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
— Особое внимание будет уделено разнообразию форматов проведения профориентационных занятий: урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, взаимодействие с родителями и профессиональное обучение. Общеобразовательная организация самостоятельно сможет выбрать реализацию программ профминимума в зависимости от своих приоритетов — пояснила заместитель министра образования Кировской области Елена Воронкина.
Участники также обсудили вопросы реализации проекта. Каждой школе будет присвоен уровень реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый. Продвинутый уровень будет рассчитан на профильные предпрофессиональные классы. Это инженерные, медицинские и педагогические классы.
Еще одна секция августовского совещания прошла на базе Кванториума.
Посвящена взаимодействию Движения Первых и Навигаторов детства.
— Создание Движения Первых стало обратной связью на запрос детей со всего региона. Решение этого запроса — наша ключевая задача — создание с подростками воспитательной среды равных возможностей для всестороннего их развития и самореализации. Мы охватим все этапы взросления ребёнка в возрасте от 6 до 18 лет, — отмечает Вероника Потапова, председатель совета регионального отделения Движения Первых.
Важнейшим вектором развития Движения Первых станет реализация программы воспитательной работы. Сферой реализации программы станет добровольная занятость детей и молодежи во внеучебное, свободное время в организациях дополнительного образования, спорта, культуры.
Отметим, что развитие Российского движения детей и молодежи «Движение первых», также является одной из задач Советника директора по воспитанию. К концу 2023 года запланировано открытие первичных отделений во всех образовательных организациях, входящих в проект «Навигаторы детства».
Формирование современной инфраструктуры образовательной организации, переход на свободное и отечественное программное обеспечение, коммуникационные сервисы, обеспечение информационной безопасности ресурсов и сервисов, использование верифицированного образовательного контента — приоритетные направления цифровой образовательной среды.
Минцифры России и Минпросвещения России создают ФГИС «Моя школа». В 2023 году будут реализованы сервисы «Цифровой помощник учителя, родителя и ученика», платформа для оказания психологической помощи несовершеннолетним и их родителям – «Цифровой психолог» и Сервисы аналитики и доступности дополнительного образования.
Как отмечают коллеги, все образовательные организации, также, обязаны иметь официальные страницы в социальных сетях — госпаблики. Минпросвещения РФ проводит еженедельный мониторинг, учитывая основные показатели эффективности: востребованность госпаблика у целевой аудитории.
— Образовательные коммуникации, построенные на современных цифровых ресурсах, позволяют формировать цифровой профиль организации и каждого участника образовательных отношений, являются важным компонентом информационной открытости образовательной организации и позволяют более эффективно выстраивать работу, — говорит советник при ректорате #иро43 Наталья Блохина.
Снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников — одна из ключевых тем августовских совещаний
И каждый из присутствующих руководителей хотел быть услышанным на встрече, потому как итоги заседания круглого стола — это реальные предложения участников о реальном снижении заполнения отчетной и другой документации.
Запросы различных инстанций, поручения, мониторинги, не связанные с образовательной деятельностью, зачастую носят очень срочный характер. Выполняют эти поручения не столько педагоги, сколько администрация образовательной организации — директор и его заместители. По словам руководителей, из-за большого объема подобных запросов снижается эффективность образовательно-воспитательного процесса.
Каждое предложение поддержано участниками и направлено для дальнейшей его проработки в рабочую группу.
Материалы совещания
Пленарное заседание
Приоритетные задачи системы образования Кировской области Соколов Александр Валентинович, губернатор Кировской области |
Ключевая роль системы образования в формировании кадрового потенциала экономики региона Шумайлова Светлана Витальевна, заместитель Председателя Правительства Кировской области |
Региональная система образования как часть единого образовательного пространства Российской Федерации Рысева Ольга Николаевна, министр образования Кировской области |
«Навигаторы детства» — первый год реализации проекта: итоги и перспективы Плосконосова Александра Васильевна, региональный координатор проекта «Навигаторы детства» |
О развитии Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» на территории Кировской области в 2023/24 учебном году Потапова Вероника Геннадьевна, председатель регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» |
Год педагога и наставника: каким он стал для учителя Гордина Елена Георгиевна, учитель МБОУ СОШ с. Гордино Афанасьевского района, победитель областного конкурса «Учитель года-2023» |
Подготовка кадров для образовательных организаций региона Пугач Валентин Николаевич, ректор ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Российское общество «Знание» — территория развития Симбирских Елена Сергеевна, председатель регионального отделения Российского общества «Знание», ректор ФБГОУ ВО «Вятский государственный агротехнологический университет» |
Секция «Ключевые направления системы воспитания в 2023/2024 учебном году»
Ключевые направления системы воспитания в 2023/2024 учебном году Филёва Наталья Николаевна, заведующий центром воспитания и психологии КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» |
Внеурочная деятельность «Разговоры о важном»: из опыта организации работы классного руководителя Митяшина Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 46 г. Кирова» |
Из опыта работы общественной организации с образовательными организациями по патриотическому воспитанию обучающихся Хромушин Андрей Сергеевич – руководитель Кировского отделения «Союза десантников России» |
Новые подходы и концепция преподавания истории в школе в 2023 – 2024 учебном году Верещагина Татьяна Васильевна, учитель истории МБОУ СОШ с УИОП №62 им. А.Я. Опарина г. Кирова |
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей Родыгина Жанна Валерьевна, директор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» |
Патриотическое воспитание в современном российском обществе Долматов Александр Николаевич, директор КОГОАУ ДО «Региональный центр военно-патриотического воспитания «Патриот» |
Финансовая грамотность в системе образования Чакаев Рауф Раисович – заместитель управляющего Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Секция «Снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников»
Открытие секции. Приветственное слово Чирков Николай Николаевич, начальник управления надзора и контроля министерства образования Кировской области; Соколова Наталья Вячеславовна, ректор КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области |
О соблюдении обязательных требований, установленных законодательством об образовании в части снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников, образовательные организации Федоров Сергей Серапионович, начальник отдела государственного надзора в сфере образования управления надзора и контроля министерства образования Кировской области |
О практике исполнения части 6.2 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 21.07.2022 № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ», пунктов 15 – 17 дорожной карты Ветров Алексей Юрьевич, директор КОГОАУ КЛЕН Хохряков Андрей Николаевич, директор МКОУ СОШ д. Шихово Слободского района Кировской области |
О применении требований части 8 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и реализации пунктов 15 – 17 дорожной карты Суслопаров Дмитрий Афанасьевич, директор КОГОБУ ШОВЗ № 44 г. Кирова |
О применении требований части 4 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», реализации пунктов 14 – 17 дорожной карты и практике снижения бюрократической нагрузки на образовательные организации Жуйкова Вера Юрьевна, заместитель начальника департамента образования администрации г. Кирова |
Обсуждение вопросов по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников, образовательные организации. Выступления в прениях |
Секция «Цифровизация системы образования Кировской области»
Реализация цифровых проектов в сфере образования Сухих Алексей Васильевич, министр информационных технологий и связи Кировской области. |
Цифровые проекты в образовании: итоги и планы Тулупов Сергей Николаевич, ведущий консультант отдела реализации государственных программ, информационных технологий министерства образования Кировской области. |
О реализации проект «Код будущего» в 23/24 учебном году Сенчихина Анна Дмитриевна, руководитель направления по работе с регионами Департамента реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» проектного офиса АНО «Университет 2035» (онлайн подключение) |
СФЕРУМ: безопасное образовательное пространство Сачков Александр Александрович, руководитель направления по работе с регионами ООО «ВК» (онлайн подключение) |
О работе в РГИС ЕРИСО Шульга Владимир Андреевич, заместитель директора КОГАУ ЦОКО Кировской области. |
Цифровая образовательная среда как компонент единого образовательного пространства Блохина Наталья Юрьевна, советник при ректорате КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области. |
Фотоальбом события: https://vk.com/album-165708301_295993083