Международное десятилетие языков коренных народов (2022–2032), провозглашённое Генеральной Ассамблеей ООН с целью привлечь внимание мировой общественности к положению языков коренных народов и мобилизовать заинтересованные стороны и ресурсы для их сохранения, возрождения и продвижения, активно реализуется на территории Кировской области. В соответствии с региональным планом международного десятилетия языков коренных народов ИРО Кировской области ежегодно проводит ряд мероприятий.
В ноябре состоялся традиционный конкурс методических разработок учителей родного (нерусского) языка «Изучая родной язык, сохраняем мир». В 2025 году конкурс посвящен 85-летию системы профессионального образования России. В методических разработках был представлен на родном языке опыт профориентации на всех уровнях общего образования, трудового воспитания на основе традиционных национальных ценностей. Победителями конкурса стали Батыркаева Р.Г, учитель МКОУ СОШ дер. Старый Пинигерь Вятскополянского района Кировской области и Набиуллина А.Р., учитель МКОУ СОШ с. Старый Ирюк Малмыжского района. Дипломов призеров удостоены Ахатова Р.Ш., учитель МКОУ СОШ с. Рожки Малмыжского района и Шарафутдинова Г.Г., учитель МКОУ СОШ дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области.
28 ноября 2025 года на базе школы дер. Старый Пинигерь Вятскополянского района состоялось еще одно традиционное мероприятие — областной семинар «Проблемы и перспективы преподавания родного (нерусского) языка в условиях реализации ФГОС». В семинаре приняли участие педагоги пяти районов Кировской области и Республики Татарстан и города Саратова.
В рамках семинара учителя и воспитатели детских садов представили свой опыт работы по развитию интереса у обучающихся к изучению родного языка. Были проведены открытые учебные занятия, мастер – классы, экскурсия в школьный музей, круглый стол, во время которых педагоги не только продемонстрировали свое мастерство, владение методикой преподавания родных языков, творческий подход в обучении, но и убедительно представили потенциал формирования традиционных национальных ценностей средствами народной культуры.
