30 и 31 октября 2019 года Институт развития образования при поддержке министерства образования Кировской области провел региональную научно-практическую конференцию «Развитие психологической службы в системе образования Кировской области: опыт, проблемы, перспективы», в которой приняли участие преподаватели института и Вятского государственного университета, специалисты психологических служб, педагоги-психологи образовательных организаций, представители общественных организаций.
На сегодняшний момент в системе российского образования недостаточно сформирована целостная, соответствующая современным вызовам психологическая служба, оказывающая качественную профессиональную помощь всем участникам образовательных отношений. Анализ современного состояния службы обнаруживает целый комплекс проблем, которые нужно решать.
Среди них – отсутствие в системе образования необходимого количества психологов и педагогов-психологов, отсутствие стандартов оказания профессиональной помощи, отсутствие единого подхода в определении целей и содержания работы службы.
С этой целью в 2017 году Министерство образования и науки РФ утвердило Концепцию развития психологической службы до 2025 года.
Как отметила в своем выступлении проректор по научной и инновационной работе института Елена Васильевна Измайлова, в сентябре этого года Министерство просвещения РФ утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме школы, которое призвано способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации, адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения, а с января 2020 года вступает в силу в полном объеме профстандарт «Педагог-психолог».
В рамках конференции специалисты обсуждали модели психологической службы образования. Участниками были обозначены перспективы развития психологической службы образования, на первом месте среди которых стоят разработка и реализация педагогами-психологами сетевых программ психологического просвещения и профилактики для обучающихся, семей и педагогических работников. В настоящее время педагог-психолог должен владеть необходимыми цифровыми компетенциями, постоянно повышать свой профессиональный уровень. Акцент в работе должен ставиться на гуманизации образования. Но большая необходимость – это уделять внимание к общечеловеческим ценностям.
Специалисты обратили внимание на роль педагога-психолога в работе школьной службы медиации. Если главный объект внимания медиатора – предмет спора, и задача медиатора – вести переговоры сторон и поддерживать стороны в поиске решения, уравнивая их в переговорах, то в задачу психолога входит изучение психологических причин, которые привели к конфликту. Главным объектом внимания психолога становится ребенок, и на первый план выходит индивидуальная работа с пострадавшим от конфликта.
В рамках работы секций преподаватели института провели обучающий семинар по проектированию модели школьной службы примирения в образовательной организации. В ходе дискуссий участники делились опытом психологического сопровождения образовательного процесса, обсуждали роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании.