Модели дистанционного образования
Модель №1 Организация дистанционного обучения при наличии доступа к сети интернет у обучающихся
При наличии доступа к сети интернет у обучающихся
- Педагог формирует пакет материалов по своему предмету и пересылает их обучающимся (через электронный журнал, по электронной почте, публикует на официальном сайте организации).
- В случае использования электронной почты можно создать электронные ящики на отдельные параллели для уменьшения списка рассылки и упрощения сортировки писем от обучающихся.
- В случае использования электронного журнала все задания, которые учитель выдает классу, каждый ученик видит в своем аккаунте.
- Для размещения задания и консультирования можно на официальном сайте создать форум с предметными темами.
- Обучающиеся выполняют задания, пересылают их в электронном виде учителю.
- В случае использования электронной почты обучающийся отправляет выполненные задания на почту своей параллели.
- При использовании электронного журнала обучающийся отправляет выполненные задания либо, прикрепляя их как файл в домашнее (если это позволяет журнал), либо личным сообщением или по электронной почте параллели.
- Педагог осуществляет проверку выполненных заданий, выставляет отметки в электронный журнал и дает письменную оценку, комментарии, рекомендации.
При этом родители помогают в осуществлении контроля за выполнением домашних заданий обучающимися. Особенно велика роль родителей при организации дистанционного обучения учеников начальных классов.
По некоторым предметам имеет смысл высылать родителям инструкцию по выполнению заданий, образцы их выполнения, проводить консультации для родителей.
Педагог отвечает за подготовку и своевременную проверку учебных материалов для обучающихся. При подготовке заданий нужно учитывать возраст учеников, посильность самостоятельного выполнения заданий.
Администрация осуществляет общий контроль за процессом обучения, выполнением учебного плана, соблюдением требований СанПиНа и т.п.
Модель №2 Организация дистанционного обучения без технической возможности подключения к сети Интернет
В условиях отсутствия доступа к сети интернет у обучающихся
- Педагог формирует задание по учебному предмету с четкой инструкцией по его выполнению для обучающихся своих классов, а также, при необходимости, с отдельной инструкции для родителей.
- Педагог передает задание для обучающихся классному руководителю либо администрации образовательной организации.
- Классный руководитель либо администрация формирует задания для каждого обучающегося по всем предметам в соответствии с расписанием.
- Администрация обеспечивает передачу обучающимся и последующий сбор домашних заданий. Варианты передачи могут быть следующими: непосредственно в школе (на вахте, лично, родителям), принести на дом (почтовый ящик), через электронную почту администрации сельского поселения, по телефону, транспортными средствами. Важно продумать систему передачи для каждого ученика. Обеспечить консультирование и обратную связь.
- После получения выполненных обучающимися заданий администрация передает их классному руководителю или непосредственно педагогу по предмету.
- Педагог осуществляет их проверку, выставляет отметки, дает письменную оценку, комментарии, рекомендации, при необходимости консультирует обучающихся и их родителей по телефону.
При этом важно грамотно выстроить работу с родителями. Их роль в осуществлении дистанционного обучения возрастает. Необходимо настроить родителей на участие в осуществлении контроля за получением, выполнением и последующей передачей выполненных заданий.
Педагог отвечает за подготовку учебных материалов для обучающихся, за своевременную проверку работ, консультации школьников и родителей.
Администрация осуществляет общий контроль за процессом обучения, соблюдением требований СанПиНа в плане нагрузки на ученика. Объем заданий должен учитывать сокращенное время проведения урока.
Модель №3 Организация дистанционного обучения через онлайн-трансляции
Рекомендуемые сервисы ВКС ZOOM (>10 человек) и SKYPE (<10 человек)
Взаимодействие участников образовательных отношений в режиме реального времени можно организовать посредством ВКС-технологий: Skype, TrueConf (труконф), Zoom, Talky (токи) и др.
- Администрация составляет расписание онлайн-занятий, создает условия для проведения онлайн-трансляций.
- В назначенное время по расписанию все обучающиеся класса подключаются к видеотрансляции из дома.
- Педагог в течение 10-15 минут ведет занятие, в конце этого периода предлагает обучающимся задание.
- Обучающиеся в режиме офлайн выполняют его в отведенное время.
- Затем педагог снова выходит на связь и вместе с обучающимися обсуждение и проверка выполненного задания.
*В самом простом варианте это может быть прямая трансляция. Дети видят педагога, который может перед камерой демонстрировать необходимые пособия, дидактические материалы или делать записи на доске (крупно и четко).
Модель №4 Организация учебного процесса через образовательные платформы
Рекомендованные платформы
РЭШ, Просвещение, Яндекс.Школа, Учи.ру, ЯКласс
Взаимодействие участников образовательных отношений можно организовать с использованием цифрой платформы (системы дистанционного обучения)
- Администрация определяет системы дистанционного обучения.
- Администрация организует обучение педагогов работе в данной системе.
- Педагог формирует материалы курса по своему предмету и загружает их в систему дистанционного обучения (по модулям, предусмотрев контрольные задания).
- Обучающийся изучает материал и выполняет задания в системе дистанционного обучения.
- Педагог видит выполненные задания, проверяет их, комментирует, дает рекомендации, выставляет оценки.
При этом родители помогают в осуществлении контроля за выполнением домашних заданий обучающимися.
Педагог отвечает за подготовку и своевременную проверку учебных материалов для обучающихся. При подготовке заданий нужно учитывать возраст учеников, посильность самостоятельного выполнения заданий.
Администрация осуществляет общий контроль за процессом обучения, выполнением учебного плана, соблюдением требований СанПиНа и т.п.
Обратная связь
Методические рекомендации по проведению родительских собраний в условиях перехода на дистанционное обучение