Работа образовательной организации по направлению | Краткая характеристика/пояснения | Полезные ссылки |
Организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся | Воспитательно-профилактическая работа – работа с несовершеннолетними, имеющими склонность к девиантному поведению, которая проводится в форме воспитательных бесед, посещений подростков и их родителей по месту жительства, учебы; широко практикуется вовлечение подростков в социально здоровые коллективы, спортивные секции, кружки, клубы по интересам, благотворительную деятельность. Правовое воспитание — целенаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Гражданская ответственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает, за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений. Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. | Тематическая карточка 1 Система правового воспитания Тематическая карточка 1 Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных организациях Web-ресурс: Темы мероприятий по правовому воспитанию Web-ресурс: Программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников Web-ресурс: Молодёжные субкультуры 21 века: особенности и влияние на личность подростков |
Включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся | * Учебный план Законопослушное (нормативное) поведение – это устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом собственную индивидуальность. Подросток и закон. Правовой справочник. Сост. и ред. Березина В.А., Болелова А.Г., Бубнова А.Н. // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. Вып. 4. – 51 с. | Web-ресурс: Примерная программа курса внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор», разработанная федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» Web-ресурс: Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных организациях Web-ресурс: Методические рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних / сост.: И. В. Минеева. – Саранск : МРИО, 2019. – 56 с. Web-ресурс: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних |
Использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д. | Ролевые игры — это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: — показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; — разработать и использовать новые стратегии поведения; — отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы. Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи | Web-ресурс: Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : Учебное пособие.- Екатеринбург Издательство Уральского университета 2018 Web-ресурс: Кузьмин А. Социальное проектирование: Путеводитель для НКО. — АНО «Агентство социальной информации», 2020 Web-ресурс: Бочкарева З.В. Современные технологии правового воспитания школьников. |
Организация участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций школьного, городского, краевого уровней, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся | Акция — действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция как форма работы — реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих. | Тематическая карточка 1 Методическая памятка «Социальная акция» Web-ресурс: Разработка и реализация мер, обеспечивающих социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом: опыт субъектов Российской Федерации. Методические материалы / Авторы составители: С.А. Ефремова, Е.Н. Скорина. Под редакцией Артамоновой Е.Г., Заевой О.В.- М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021. — 33 с. |
Организация деятельности детских общественных объединений правовой направленности, вовлечение в деятельность волонтерских отрядов | Детское общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет. | Web-ресурс: Развитие волонтерского движения в образовательных организациях Кировской области Web-ресурс: Oбластной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся господдержкой |
Привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (лектории; тематические классные часы и внеклассные мероприятия, организация внеурочного досуга и т.д.) | Web-ресурс: План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кировской области на 2021 — 2025 годы Web-ресурс: Социально-образовательный проект по профилактике деструктивного поведения подростков и обучающихся «Вектор надежды» | |
Использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Старт во взрослую жизнь: Подростку (14—18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности / под ред. А. В. Федичева. — М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015. — 76 с. : ил. — Серия «Правовое просвещение населения». Подросток и закон. Правовой справочник. Сост. и ред. Березина В.А., Болелова А.Г., Бубнова А.Н. // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. Вып. 4. – 51 с. | Web-ресурс: Правовое просвещение на сайте Уполномоченного по правам ребенка Кировской области Web-ресурс: Формула твоей безопасности: Памятка для подростков Web-ресурс: Информационно-профилактические материалы о новых социально негативных явлениях в детской и молодежной среде |
Проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры с целью планирования дальнейшей работы | Опрос – метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый) называется респондентом. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. | Тематическая карточка 1 «Выявление правонарушений в школьной среде» Анкета для подростков Тематическая карточка 2 «Взаимодействие семьи и школы» Анкета для родителей Тематическая карточка3 Памятка «Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних» |
Создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся |