Роль науки в современном обществе переоценить невозможно. Каждая образовательная организация занимается разработкой научных и проектных исследований. И активное участие в Неделе науки и инноваций, которая прошла с 8 по 12 февраля в Институте развития образования Кировской области, показывает высокий уровень подготовки участников и организации мероприятий в целом.
Мы решили пообщаться на эту тему с ректором института, кандидатом педагогических наук, Натальей Вячеславовной Соколовой и узнать подробности минувших событий из первых уст.
— Наталья Вячеславовна, расскажите, как прошла Неделя науки и инноваций.
— Неделя науки и инноваций в Институте развития образования Кировской области стартовала в День Российской науки, 8 февраля, и этому событию было посвящено самое громкое мероприятие института – Фестиваль инновационных проектов (программ). Традиционно в нем принимают участие региональные инновационные площадки, образовательные организации, которые желают представить свой инновационный опыт. Всего в этом году на Фестиваль поданы 54 заявки от образовательных организаций из 16 муниципалитетов Кировской области и Нижегородской области. Особенно хочу поблагодарить коллег Нижегородского Института развития образования и образовательных организаций Нижегородской области за активное участие в фестивале на протяжении уже двух лет.
— В чем особенность проведения фестиваля в этом году? Как можете оценить уровень подготовки проектов?
— В этом году мы организовали, в том числе, стендовую выставку в рамках фестиваля. Стоит отметить, что коллеги с энтузиазмом отозвались на эту идею и с творчеством подошли к ее реализации. Были представлены хорошие стенды и стендовые доклады. Особенно хочется отметить опыт дошкольных образовательных организаций. Качество проработки их проектов было на самом высоком уровне. Нужно сказать, что любой фестиваль или конкурс имеет соревновательный характер. Получение или неполучение места – только повод для того, чтобы расти и развиваться дальше и ни в коем случае не отчаиваться, если ожидания не совпали с реальностью. В любом случае, этап представления проекта – это этап рефлексии и возможность увидеть для себя пути дальнейшего развития. Мы традиционно сотрудничаем с кураторами инновационных площадок нашего региона. Это Вятский государственный университет и Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр, которые приняли непосредственное и активное участие в работе жюри. Лучшие проекты и программы фестиваля удостоены дипломами I, II, III степени, а также награждены сертификатами на бесплатную публикацию в сборнике лучших региональных практик инновационной деятельности. Сборник будет издан Институтом развития образования Кировской области.
— Какие еще мероприятия Недели науки и инноваций Вы можете отметить?
— Интересным и неравнодушным получилось заседание Клуба учителей, на котором прошли общественно-значимые обсуждения проекта «Школа Минпросвещения России». Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. И целью проекта «Школа Минпросвещения России» является создание равных условий для реализации идеологии «единого образовательного пространства» для каждого школьника, независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации. Кировской области поручено сформировать общественное мнение концепции проекта. Важно, что на заседании Клуба учителей, коллеги, которые приняли участие в обсуждении, а это члены педагогических ассоциаций нашего региона, с интересом и неравнодушно отнеслись к обсуждению критериев «идеальной школы», которых пять – это здоровье, творчество, воспитание, профориентация и инфраструктура. По итогам заседания мнение педагогов Кировской области размещено на информационно-образовательном портале, который собирает мнения всех субъектов Российской Федерации.
— Наталья Вячеславовна, Вы сами являетесь членом общественного совета, на котором также высказали свое мнение о концепции проекта.
— Да, действительно, я вхожу в общественный совет при Московском педагогическом государственном университете, и я сама участвовала в обсуждении концепции проекта. Мною также было сформировано мнение и официальным письмом направлено. Стоить особо отметить, что все организации, все общественные объединения включились в профессиональное обсуждение концепции, и хорошо, что Минпросвещения России важно мнение педагогов. И нам приятно, что свое мнение высказали реальные люди, которые сталкиваются с этими проблемами ежедневно.
— Институт развития образования Кировской области является координатором деятельности единой региональной методической службы. И в целях выявления лучших методических практик во второй раз состоялся Фестиваль методических служб. Как оцениваете проведение этого мероприятия?
— 10 февраля действительно прошел Фестиваль методических служб. Нами было получено 14 заявок разного уровня и охвата методической поддержки. Очень ценно, что несмотря на всю загруженность педагога, мы видим, что коллеги ищут возможности для профессионального роста, ищут разные формы взаимодействия, формы обмена опытом и формы представления службы. Идея фестиваля в том, чтобы показать, не то, как организована методическая деятельность внутри конкретной образовательной организации, важно показать методическое взаимодействие на уровне муниципалитета, округа, области. Это именно конкурс для методических служб – вот, что важно. И такие практики мы увидели. Достойные работы, достойные представления.
— В рамках Недели проходили и конкурсы, направленные на научно-исследовательскую деятельность как педагогов, так и школьников.
— В течение недели проходило несколько конкурсов, направленных на научные изыскания. Это открытый межрегиональный этап конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского, открытый региональный конкурс организаторов и руководителей исследовательских работ «Педагог-исследователь», Фестиваль робототехники и интеллектуальных систем «РобоСКАРТ». Проведение этих конкурсов обусловлено выявлением нескольких проблем. Есть определенный дефицит профессионалов в области сопровождения проектно-исследовательской деятельности. В обновленном федеральном государственном стандарте очень конкретизированы личностные и метапредметные результаты, которые порой сложно достижимы. Например, формирование навыка представления исследовательских и проектных работ на конкурсах, фестивалях и олимпиадах. Только проработать достойное исследование оказывается теперь недостаточно для успеха, у человека еще в средней школе должен быть сформирован навык по представлению и презентации этого проекта. Не у каждого ученого есть такие навыки. Поэтому сейчас повышенное внимание уделяется этой проблеме.
— Институт очень активно работает в этом направлении и оказывает методическую и консультационную поддержку педагогам в области науки, не так ли?
— Безусловно, Институт развития образования уделяет повышенное внимание вопросам проектно-исследовательской деятельности через курсы повышения квалификации, через проведение научно-исследовательских конкурсов как для педагогов, так и для школьников, через проведение экспресс-семинаров, вебинаров. Не стоит педагогическим работникам откладывать на потом такие серьезные вопросы. Обновленный стандарт вступает в силу с 1 сентября 2022 года и заобяжет педагогов давать результат в области проектно-исследовательской деятельности.
— Нельзя не отметить научный вклад коллектива Института развития образования Кировской области в методическую поддержку педагогов региона, который отмечен на конкурсе «Гуманитарная книга-2021».
— В рамках Недели науки и инноваций в библиотеке им. А.Герцена состоялось награждение лауреатов и победителей конкурса «Гуманитарная книга-2021». Педагогический коллектив Института развития образования был удостоен 16 дипломов победителей в номинации «Народное образование. Педагогика». Это беспрецедентное количество наград в одной номинации, что подтверждает высокий уровень методического сопровождения педагогических работников системы образования Кировской области.
— Как успеваете проводить такое большое количество мероприятий?
— Неделя получилась действительно насыщенная и частично пересеклась с Неделей памяти Алберта Лиханова. Мы привыкли работать в таком высоком темпе, с большой плотностью проведения мероприятий. Кроме того, в институте вместе с Неделей проходил цикл вебинаров по функциональной грамотности, а в связи с внедрением с 1 сентября обновленного стандарта проводится также ряд мероприятий в виде курсов повышения квалификации, семинаров, посвященных этих вопросам.
— Какие перспективы развития Недели науки и инноваций Вы видите в дальнейшем?
— Безусловно, мы будем искать новые формы проведения мероприятий, но основная цель – это, конечно, сосредоточиться на содержании представляемых инноваций. Необходимо усилить работу со школами, плотнее с ними работать, чтобы каждая образовательная организация смогла правильно представить тот, действительно, уникальный опыт, который рождается внутри школы или детского сада, чтобы они правильно смогли расставить акценты. Иной раз, реализуя важную и интересную деятельность, абсолютно значимую, эффективную и приносящую пользу, образовательная организация просто не может правильно и грамотно ее преподнести. И роль Института развития образования – помочь этой образовательной организации вывести ее на уровень фестиваля или любого другого конкурса, олимпиады на достойном уровне. Такой опыт должен быть представлен как уникальный. И продукты такой инновационной деятельности, необходимо сделать типовыми для тиражирования и использования в других учреждениях. Именно это повысит качество образования в целом.