Институт развития образования Кировской области сохраняет и поддерживает традицию проведения педагогических чтений в регионе.
20 марта прошли X Педагогические чтения по адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Педагогические чтения объединили более 100 специалистов в области работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Это представители министерства образования Кировской области, Института развития образования, руководители и заместители руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагоги-практики образовательных организаций, специалисты органов опеки и попечительства.
Площадкой для обсуждения стал Центр помощи детям имени Г.С. Плюснина села Верховонданка Даровского района. Отметим, что в 2023 году началось перепрофилирование детских домов и школ-интернатов в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству. Центры занимаются не только содержанием детей, оставшихся без помощи близких, их главная задача – помощь скорейшему устройству ребенка в новую семью или возвращению его к кровным родителям.
На дискуссионных площадках специалисты обсудили вопросы формирования у воспитанников позитивного образа семьи, адекватных представлений о семейных ролях, функциях, принятия семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи. Вели речь о способах поддержки и развитии связи с родственниками с целью реинтеграции в кровную семью.
Успешная социализация воспитанников учреждений для детей-сирот невозможна без изменения стереотипов в мышлении педагогов, отказа от привычных установок на воспитанников как на проблему нашего общества, преодоления собственных психологических барьеров в поисках наиболее оптимальных средств взаимодействия с детьми-сиротами. Такой педагог способен замечать в детях не только ошибки, недостатки и проблемы в развитии, но и их способности и таланты, уметь выявлять в каждом ребёнке неповторимую одарённость.
На протяжении многих лет участники педагогических чтений – специалисты творческой площадки профессионального сообщества – неустанно работают над поисками и внедрением в систему образования, развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новых педагогических идей, современных технологий, форм и методов работы, — отмечает заведующий кафедрой инклюзивного образования Института развития образования Ирина Крестинина.
Важно отметить, что X Педагогические чтения проводятся в Год семьи, что подчеркивает заботу и внимание обеспечения каждому ребенку оптимальных условий для развития и интеграции в семейную среду. Результаты и рекомендации, полученные в ходе чтений, смогут быть внедрены в практику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью улучшения их жизни и будущего.
По итогам чтений выпущен сборник материалов участников X Педагогических чтений, отражающий конкретный опыт и наработки в вопросах адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.