(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Развитие инклюзивного профессионального образования Кировской области: достижения, перспективы

14 ноября 2022 в 12:23
Главная » Новости » Все новости » Пост-релизы » Развитие инклюзивного профессионального образования Кировской области: достижения, перспективы

11 ноября 2022 года в Вятском автомобильно-промышленном колледже, являющемся Базовой профессиональной образовательной организацией по сопровождению инклюзивного профессионального образования в Кировской области, состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Развитие инклюзивного профессионального образования Кировской области: достижения, перспективы».

Организаторы Конференции: министерство образования Кировской области, Институт развития образования Кировской области, Вятский автомобильно-промышленный колледж.

Конференция проводилась с целью обмена опытом работы и обсуждения перспектив развития инклюзивного профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в регионе.

В Конференции приняли участие представители: Федерального-методического центра инклюзивного профессионального образования г. Москвы, института специального образования и психологии МГПУ, органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, труда и социальной сферы; руководители профессиональных образовательных организаций; руководители образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; реабилитационные центры, представители общественных организаций.

Всего в Конференции приняли участие 154 человека (86 — очно, 68-онлайн). Среди них, представители городов: Москва, Казань, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Ижевск, Уфа, Киров и другие. Всего 26 регионов.

Во время конференции прошло обсуждение проблемных вопросов, волнующих профессиональное сообщество, а именно:

•        современные тенденции развития инклюзивного профессионального образования в Российской Федерации;

•        состояние системы инклюзивного профессионального образования в Кировской области, основные направления развития, в том числе ресурсного и кадрового обеспечения;

•        опыт деятельности профессиональных образовательных организаций по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;

•        деятельность БПОО и РУМЦ в области взаимодействия с профессиональными образовательными организациями Кировской области;

•        вопросы организации профессионального обучения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития в профессиональной образовательной организации.

В ходе обсуждения тенденций развития инклюзивного профессионального образования в Кировской области был отмечен сложившийся опыт:

—  по созданию системы межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества профессионального образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с инвалидностью и ОВЗ;

— БПОО по сопровождению инклюзивного профессионального образования Кировской области;

— совместной деятельности ИРО Кировской области и профессиональных образовательных организаций по повышению квалификации педагогических кадров системы среднего профессионального образования для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, по научно-методическому сопровождению деятельности РИП;

— УГСЗН Кировской области по предоставлению государственных услуг гражданам, имеющим инвалидность.

Актуальными остаются задачи постоянного обновления научно-методического сопровождения, материально-технической базы, создания организационных и психолого-педагогических условий, выработки комплексного и методического подхода реализации инклюзивного профессионального образования, особенно для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных и управленческих вопросов, участники научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. В ходе обсуждений передовых педагогических практик были отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области инклюзивного образования.

Учитывая результаты обсуждения, участники конференции рекомендуют:

Министерству образования Кировской области

1. Разработать комплекс мер по привлечению в систему образования и сохранению в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии.

2. Обеспечить создание эффективных и реально действующих механизмов межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья, социального обеспечения жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, начиная с раннего возраста до уровня профессиональной подготовки.

3. Организовать взаимодействие РУМЦ Удмуртской республики с ПОО Кировской области.

Институту развития образования Кировской области

1. Развивать региональные модели повышения квалификации специалистов по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в объёме не менее 72 часов).

2. Продолжать работу по выявлению и изучению имеющегося положительного опыта организации инклюзивных практик в Кировской области, способствовать распространению и тиражированию успешных педагогических практик. Разработать научно-методические рекомендации на основе лучших практик по актуальным направлениям развития инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения

3. Продолжать работу по созданию областных методических объединений специалистов инклюзивного образования на базе ИРО Кировской области.

4. Продолжить работу по проведению мероприятий и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, осуществляющих образование и сопровождение детей с ТМНР, РАС, с нарушениями зрения, после кохлеарной имплантации и др.нозологий.

Образовательным организациям, БПОО

  1. ПОО Кировской области совместно с БПОО и РУМЦ способствовать созданию специальных условий для получения профессионального образования и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионе.
  2. БПОО продолжить работу по реализации проекта по созданию и внедрению в профориентационную работу «Навигатора по инклюзивному профессиональному образованию в регионе», включая обучающихся с ТМНР.
  3. Целенаправленно изучать потребности семьи в сфере профессионального обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в регионе, особое внимание уделять способам, методам и формам сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ, эмоционально личностному включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

4. Развивать взаимодействие БПОО с профессиональными образовательными организациями и с общеобразовательными организациями Кировской области.

Управлению Государственной службы занятости населения Кировской области

  1. Повышать эффективность предоставления государственных услуг гражданам, имеющим инвалидность на основе клиентоцентричности с учетом их жизненных ситуаций.
  2. Совместно с профессиональными образовательными организациями повышать эффективность сопровождения и трудоустройства выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Участники Конференции выражают благодарность организаторам за создание условий для плодотворного обмена опытом. Считают, что предложения, изложенные в настоящей резолюции, необходимо учесть при планировании работы и руководствоваться ими в практической деятельности.

Материалы конференции представлены по ссылке.