25 сентября и 23 октября состоялись вебинары в соответствии с планами работы окружных методических объединений учителей начальной школы и педагогов-психологов Кировского образовательного округа.
Это были онлайн-встречи в рамках методического цикла, проводимого МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова «Актуальные вопросы в деятельности руководителя школьного методического объединения». Онлайн-занятия были посвящены теме «Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления». В числе слушателей – учителя начальных классов, руководители ШМО учителей начальных классов, педагоги-психологи, сопровождающие адаптацию первоклассников, педагоги, осуществляющие подготовку к школе. К онлайн-трансляциям подключалось более 40 педагогов образовательных организаций округа.
Данную тему раскрыл Симонов Алексей Геннадьевич, методист ЦНППМ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», член Федерации психологов образования России, лауреат конкурса «Педагог-психолог Кировской области – 2010», руководитель окружного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов, нейропсихолог.
В ходе двух онлайн-встреч были затронуты следующие вопросы:
1. Наш виртуальный первый класс: кого адаптируем?
2. Багаж предшкольной подготовки: плюсы и минусы.
3. Возрастные особенности детей в этом периоде. Кризис 7 лет.
4. Адаптация: маркеры, направления, профилактика.
5. Школьная дезадаптация.
6. Особые группы обучающихся в период адаптации.
7. Что сказать родителям?
Разговор начался с вопросов подготовки к школьному обучению, о тех трудностях, которые возникают в этом процессе и о тех «плюсах», которые приносит предшкольная развивающая работа.
В своих выступлениях Симонов А.Г. подробно остановился на возрастных новообразованиях детей 7 лет, влияющих на систему отношений маленьких учеников и на освоение учебной деятельности. Он подробно остановился на трех направлениях адаптации первоклассников к школьному обучению: психофизиологическом, учебном, социально-психологическом.
Особое место в вопросе учебной адаптации занял разбор структуры учебной деятельности. Успешное формирование каждого из звеньев этой структуры влияет на процесс адаптации первоклассников к школьной жизни.
Разговор о проблемном течении адаптации строился вокруг понятия – психогенная школьная дезадаптация (ПШД). Были названы причины, маркеры, пути преодоления школьной дезадаптации.
Основным лейтмотивом обеих встреч стала мысль о поддержке стабильной системы отношений в триаде «учитель – ученик – семья»
В заключении Симонов А.Г. отметил: «…вопрос адаптации ребенка к обучению в школе является сверхважным, потому что определяет всю дальнейшую школьную жизнь ребенка, его успешность в учебной деятельности, благополучные межличностные отношения в классе и взаимопонимание с учителями. Тема многогранна и поэтому требует внимания и усилий всех участников образовательного процесса».