(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей (Ст.14 п.п.3 п.2)

Работа образовательной организации по направлениюКраткая характеристика/поясненияПолезные ссылки
Организация рейдовых мероприятий по микрорайону школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают Ежегодному персональному учету подлежат все несовершеннолетние граждане от 0 до 18 лет, проживающие (постоянно или временно) или пребывающие в микрорайоне школы независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их конституционного права на получение образования.
Сбор данных о детях, проживающих на территории, закрепленной за школой и имеющих право на получение образования соответствующего уровня, осуществляется ежегодно общеобразовательными учреждениями 2 раза в год (август, январь).
В ходе рейдового обхода по микрорайону образовательного учреждения осуществляются сбор данных о детях в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территории микрорайона школы:
– обучающихся в данном образовательном учреждении;
– обучающихся в других образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе получающих после 9-го класса общее образование в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
– обучающихся в других образовательных учреждениях всех типов и видов;
– детей, достигших к началу учебного года 6, 5 -7 лет и подлежащих приему в 1-й класс наступающего учебного года и следующего за ним учебного года;
– не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение закона;
– не получающих образования по состоянию здоровья.
На основании полученных данных общеобразовательное учреждение создает банк данных (списки детей и подростков на электронных и бумажных носителях) обо всех детях, проживающих на территории микрорайона школы и подлежащих обучению; осуществляет проверку приема и явки детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в образовательные учреждения.
В случае выявления детей, не получающих обязательное среднее общее образование в общеобразовательных учреждениях, при содействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних немедленно принимаются меры по организации обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Достоверность информации, полученной в ходе проведения рейдового обхода, проверяется сопоставлением полученной образовательным учреждением информации со списками детей, имеющимися в медицинском учреждении, в администрации муниципального образования.
При выявлении несоответствий следует организовать выяснение их причин и принять меры по их устранению.
        Web-ресурс:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»
Организация посещений несовершеннолетних семей «группы риска», семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости)*Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении
 
*Семья «группы риска»
 
*Семья, находящаяся в социально опасном положении
Тематическая карточка 1
Основания признания несовершеннолетнего находящимся в СОП
Тематическая карточка 2
Основания признания семьи, находящейся в СОП
Web-ресурс:
Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
Web-ресурс:
Рекомендации по составлению акта обследования жилищно-бытовых условий обучающегося
Организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др. Организация и проведение рейдовых мероприятий представляют собой комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Данные действия направлены на выявление, учет и организацию индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях, представляющих опасность для жизни и здоровья детей.
Целями рейдовых мероприятий являются предупреждение асоциальных проявлений несовершеннолетних; работа с семьями по месту жительства; организация ранней профилактики семейного неблагополучия; профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в отношении детей на основе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Профилактические рейды, проводимые субъектами системы профилактики, являются одним из источников информации о наличии факторов социально опасного положения.
 Тематическая карточка 1
Источники и способы получения информации
Создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении *Семья группы риска
*Семья, находящаяся в социально опасном положении
 
Решения о признании несовершеннолетних и их семьи находящимися в социально опасном положении (СОП) принимаются муниципальной комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования (района) в целях обеспечения организации с ними скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях несовершеннолетних и семей, находящимися в СОП.
Основаниями для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП могут служить:
а) сообщения, поступившие от физических и юридических лиц;
б) поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, подтверждающие основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны, находящимися в СОП;
в) непосредственное установление комиссией обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП;
г) другие материалы.
Решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП, и организации с ними индивидуальной профилактической работы принимается комиссией в форме постановления.
Одновременно с принятием решения о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьёй, находящимися в СОП, муниципальная комиссия принимает решение об определении органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за составление плана индивидуальной профилактической работы с семьей и (или) несовершеннолетним, находящимися в СОП.
Тематическая карточка 1
Социальный паспорт на несовершеннолетнего (семью), находящегося (находящуюся) в социально опасном положении
 
Тематическая карточка 2
Образец оформления плана индивидуальной профилактической работы
 
Тематическая карточка 2
Органы, ответственные за составление Плана ИПР несовершеннолетнего и (или) семьей, находящимися в СОП
Web-ресурс:
Методические рекомендации по организации межведомственного (комплексного) взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Кировской области при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (утв. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области № 13/21 от 14 ноября 2019 г.)
Привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского самоуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детейСубъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Кировской области:
1.       Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области (областная комиссия), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Кировской области (муниципальные комиссии)
2.       Министерство социального развития Кировской области и подведомственные ему организации социального обслуживания населения.
3.       Министерство образования Кировской области и подведомственные ему образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации.
4.       Министерство здравоохранения и подведомственные ему областные государственные медицинские организации.
5.       Органы местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия по опеке и попечительству.
6.       Министерство спорта и молодежной политики Кировской области и органы управления и учреждения физической культуры, спорта и молодежной политики.
7.       Управление государственной службы занятости населения Кировской области и подведомственные ему учреждения.
8.       Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и территориальные органы МВД России на районном уровне.
9.       Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, уголовно-исполнительные инспекции.
10.   Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.
11.   Министерство культуры Кировской области, органы и учреждения культуры.
12.   Иные органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждения и организации системы профилактики принимают участие в проведении индивидуальной профилактической работы и ответственны за исполнение плана работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в СОП, в пределах своей компетенции.
Органы и учреждения, назначенные ответственными за составление плана индивидуальной профилактической работы, несут ответственность за своевременное составление комплексного плана профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей и направление его на утверждение в муниципальную комиссию.
 
Органы родительского самоуправления – родительский комитет в классе или школе.
 
*Попечительский совет
 
ÞПримерное положение о Попечительском совете профессиональной образовательной организации (с. 82)
Web-ресурс:
Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Кировской области:
1.       Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области (областная комиссия), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Кировской области (муниципальные комиссии)
2.       Министерство социального развития Кировской области и подведомственные ему организации социального обслуживания населения.
3.       Министерство образования Кировской области и подведомственные ему образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации.
4.       Министерство здравоохранения и подведомственные ему областные государственные медицинские организации.
5.       Органы местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия по опеке и попечительству.
6.       Министерство спорта и молодежной политики Кировской области и органы управления и учреждения физической культуры, спорта и молодежной политики.
7.       Управление государственной службы занятости населения Кировской области и подведомственные ему учреждения.
8.       Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и территориальные органы МВД России на районном уровне.
9.       Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, уголовно-исполнительные инспекции.
10.   Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.
11.   Министерство культуры Кировской области, органы и учреждения культуры.
12.   Иные органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждения и организации системы профилактики принимают участие в проведении индивидуальной профилактической работы и ответственны за исполнение плана работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в СОП, в пределах своей компетенции.
Органы и учреждения, назначенные ответственными за составление плана индивидуальной профилактической работы, несут ответственность за своевременное составление комплексного плана профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей и направление его на утверждение в муниципальную комиссию.
 
Органы родительского самоуправления – родительский комитет в классе или школе.
 
*Постановление Правительства Кировской области от 2 апреля 2019 г. N 135-П
«Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних
 
Web-ресурс:
Методические рекомендации по организации межведомственного (комплексного) взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Кировской области при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (утв. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области № 13/21 от 14 ноября 2019 г.)
 
Web-ресурс:
Родительский комитет в школе: права, обязанности, решения типичных проблем
 
Web-ресурс:
Статья «О родительском самоуправлении»
Web-ресурс:
Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ»
Своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения  Семья «социального риска» – это семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, где её основные функции искажаются или вообще отсутствуют.
К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:
– социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
– социальные приюты для детей и подростков;
– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
– учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.
 Web-ресурс:
Перечень организаций, подведомственных министерству образования Кировской области
 
Web-ресурс:
Учреждения социального обслуживания Кировской области
Организация индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавших образовательное учреждение   Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
 
Модель локального нормативного акта Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
 Web-ресурс:
Перечень организаций, подведомственных министерству образования Кировской области
 
Web-ресурс:
Учреждения социального обслуживания Кировской области
 
 
Web-ресурс:
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 “Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении”
 
Web-ресурс:
Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ, 14 и 17 октября 2019 г.)
 
Web-ресурс:
Методические рекомендации «Об обучении учащихся на дому»
 
Web-ресурс:
Методика (специальная программа) для работы с детьми, вернувшимися из специализированных учреждений (ЦВСНП, СУВУЗТ)
 
 
Обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время)Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает такую организацию педагогического воздействия на учащегося, при которой учитываются его индивидуальные особенности и возможности.
При разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребенка и установленные у него трудности в обучении.
 
*Интегрированное обучение
* Индивидуальная образовательная программа
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования.
Web-ресурс:
Технологии профилактики семейного неблагополучия
Web-ресурс:
Навигатор профилактики девиантного поведения
Организация бесплатного питания Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, ст. 37).
Закон № 273-ФЗ гарантирует двухразовое бесплатное питание в школе только обучающимся с ограниченными возможностями либо школьникам из числа детей-сирот. Для иных категорий школьников бесплатное питание может предусматриваться за счет региональных и местных бюджетов. Такое правило указано в ст. 37 закона № 273-ФЗ.
С 2020 года бесплатное горячее питание получают 100 процентов учеников начальных классов российских школ, независимо от того, имеется или нет у семьи льготный статус.
 Web-ресурс:
Постановление Правительства Кировской области от 29.11.2010 N 79/588 “О Порядке предоставления меры социальной поддержки в виде питания обучающимся областных государственных общеобразовательных организаций”
Web-ресурс:
Приказ министерства образования Кировской области от 17.05.2018 N 5-742 “О предоставлении бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому”
Web-ресурс:
Постановление Правительства Кировской области от 6 ноября 2020 года N 592-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в областных государственных образовательных организациях»