Работа образовательной организации по направлению | Краткая характеристика/пояснения | Полезные ссылки |
Организация рейдовых мероприятий по микрорайону школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают | Ежегодному персональному учету подлежат все несовершеннолетние граждане от 0 до 18 лет, проживающие (постоянно или временно) или пребывающие в микрорайоне школы независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их конституционного права на получение образования. Сбор данных о детях, проживающих на территории, закрепленной за школой и имеющих право на получение образования соответствующего уровня, осуществляется ежегодно общеобразовательными учреждениями 2 раза в год (август, январь). В ходе рейдового обхода по микрорайону образовательного учреждения осуществляются сбор данных о детях в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территории микрорайона школы: — обучающихся в данном образовательном учреждении; — обучающихся в других образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе получающих после 9-го класса общее образование в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; — обучающихся в других образовательных учреждениях всех типов и видов; — детей, достигших к началу учебного года 6, 5 -7 лет и подлежащих приему в 1-й класс наступающего учебного года и следующего за ним учебного года; — не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение закона; — не получающих образования по состоянию здоровья. На основании полученных данных общеобразовательное учреждение создает банк данных (списки детей и подростков на электронных и бумажных носителях) обо всех детях, проживающих на территории микрорайона школы и подлежащих обучению; осуществляет проверку приема и явки детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в образовательные учреждения. В случае выявления детей, не получающих обязательное среднее общее образование в общеобразовательных учреждениях, при содействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних немедленно принимаются меры по организации обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Достоверность информации, полученной в ходе проведения рейдового обхода, проверяется сопоставлением полученной образовательным учреждением информации со списками детей, имеющимися в медицинском учреждении, в администрации муниципального образования. При выявлении несоответствий следует организовать выяснение их причин и принять меры по их устранению. | Web-ресурс: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» |
Организация посещений несовершеннолетних семей «группы риска», семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости) | *Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении *Семья «группы риска» *Семья, находящаяся в социально опасном положении | Тематическая карточка 1 Основания признания несовершеннолетнего находящимся в СОП Тематическая карточка 2 Основания признания семьи, находящейся в СОП Web-ресурс: Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи Web-ресурс: Рекомендации по составлению акта обследования жилищно-бытовых условий обучающегося |
Организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др. | Организация и проведение рейдовых мероприятий представляют собой комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Данные действия направлены на выявление, учет и организацию индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях, представляющих опасность для жизни и здоровья детей. Целями рейдовых мероприятий являются предупреждение асоциальных проявлений несовершеннолетних; работа с семьями по месту жительства; организация ранней профилактики семейного неблагополучия; профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в отношении детей на основе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактические рейды, проводимые субъектами системы профилактики, являются одним из источников информации о наличии факторов социально опасного положения. | Тематическая карточка 1 Источники и способы получения информации |
Создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении | *Семья группы риска *Семья, находящаяся в социально опасном положении Решения о признании несовершеннолетних и их семьи находящимися в социально опасном положении (СОП) принимаются муниципальной комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования (района) в целях обеспечения организации с ними скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях несовершеннолетних и семей, находящимися в СОП. Основаниями для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП могут служить: а) сообщения, поступившие от физических и юридических лиц; б) поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, подтверждающие основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны, находящимися в СОП; в) непосредственное установление комиссией обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП; г) другие материалы. Решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в СОП, и организации с ними индивидуальной профилактической работы принимается комиссией в форме постановления. Одновременно с принятием решения о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьёй, находящимися в СОП, муниципальная комиссия принимает решение об определении органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за составление плана индивидуальной профилактической работы с семьей и (или) несовершеннолетним, находящимися в СОП. | Тематическая карточка 1 Социальный паспорт на несовершеннолетнего (семью), находящегося (находящуюся) в социально опасном положении Тематическая карточка 2 Образец оформления плана индивидуальной профилактической работы Тематическая карточка 2 Органы, ответственные за составление Плана ИПР несовершеннолетнего и (или) семьей, находящимися в СОП Web-ресурс: Методические рекомендации по организации межведомственного (комплексного) взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Кировской области при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (утв. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области № 13/21 от 14 ноября 2019 г.) |
Привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского самоуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей | Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Кировской области: 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области (областная комиссия), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Кировской области (муниципальные комиссии) 2. Министерство социального развития Кировской области и подведомственные ему организации социального обслуживания населения. 3. Министерство образования Кировской области и подведомственные ему образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации. 4. Министерство здравоохранения и подведомственные ему областные государственные медицинские организации. 5. Органы местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия по опеке и попечительству. 6. Министерство спорта и молодежной политики Кировской области и органы управления и учреждения физической культуры, спорта и молодежной политики. 7. Управление государственной службы занятости населения Кировской области и подведомственные ему учреждения. 8. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и территориальные органы МВД России на районном уровне. 9. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, уголовно-исполнительные инспекции. 10. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. 11. Министерство культуры Кировской области, органы и учреждения культуры. 12. Иные органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учреждения и организации системы профилактики принимают участие в проведении индивидуальной профилактической работы и ответственны за исполнение плана работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в СОП, в пределах своей компетенции. Органы и учреждения, назначенные ответственными за составление плана индивидуальной профилактической работы, несут ответственность за своевременное составление комплексного плана профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей и направление его на утверждение в муниципальную комиссию. Органы родительского самоуправления — родительский комитет в классе или школе. *Попечительский совет ÞПримерное положение о Попечительском совете профессиональной образовательной организации (с. 82) | Web-ресурс: Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Кировской области: 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области (областная комиссия), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Кировской области (муниципальные комиссии) 2. Министерство социального развития Кировской области и подведомственные ему организации социального обслуживания населения. 3. Министерство образования Кировской области и подведомственные ему образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации. 4. Министерство здравоохранения и подведомственные ему областные государственные медицинские организации. 5. Органы местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия по опеке и попечительству. 6. Министерство спорта и молодежной политики Кировской области и органы управления и учреждения физической культуры, спорта и молодежной политики. 7. Управление государственной службы занятости населения Кировской области и подведомственные ему учреждения. 8. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и территориальные органы МВД России на районном уровне. 9. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, уголовно-исполнительные инспекции. 10. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. 11. Министерство культуры Кировской области, органы и учреждения культуры. 12. Иные органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учреждения и организации системы профилактики принимают участие в проведении индивидуальной профилактической работы и ответственны за исполнение плана работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в СОП, в пределах своей компетенции. Органы и учреждения, назначенные ответственными за составление плана индивидуальной профилактической работы, несут ответственность за своевременное составление комплексного плана профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей и направление его на утверждение в муниципальную комиссию. Органы родительского самоуправления — родительский комитет в классе или школе. *Постановление Правительства Кировской области от 2 апреля 2019 г. N 135-П «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних Web-ресурс: Методические рекомендации по организации межведомственного (комплексного) взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Кировской области при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (утв. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области № 13/21 от 14 ноября 2019 г.) Web-ресурс: Родительский комитет в школе: права, обязанности, решения типичных проблем Web-ресурс: Статья «О родительском самоуправлении» Web-ресурс: Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ» |
Своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения | Семья «социального риска» — это семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, где её основные функции искажаются или вообще отсутствуют. К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся: – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; – социальные приюты для детей и подростков; – центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. | Web-ресурс: Перечень организаций, подведомственных министерству образования Кировской области Web-ресурс: Учреждения социального обслуживания Кировской области |
Организация индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавших образовательное учреждение | Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Модель локального нормативного акта Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану | Web-ресурс: Перечень организаций, подведомственных министерству образования Кировской области Web-ресурс: Учреждения социального обслуживания Кировской области Web-ресурс: Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» Web-ресурс: Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ, 14 и 17 октября 2019 г.) Web-ресурс: Методические рекомендации «Об обучении учащихся на дому» Web-ресурс: Методика (специальная программа) для работы с детьми, вернувшимися из специализированных учреждений (ЦВСНП, СУВУЗТ) |
Обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время) | Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает такую организацию педагогического воздействия на учащегося, при которой учитываются его индивидуальные особенности и возможности. При разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребенка и установленные у него трудности в обучении. *Интегрированное обучение * Индивидуальная образовательная программа Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса. Внеурочная деятельность — образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования. | Web-ресурс: Технологии профилактики семейного неблагополучия Web-ресурс: Навигатор профилактики девиантного поведения |
Организация бесплатного питания | Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 37). Закон № 273-ФЗ гарантирует двухразовое бесплатное питание в школе только обучающимся с ограниченными возможностями либо школьникам из числа детей-сирот. Для иных категорий школьников бесплатное питание может предусматриваться за счет региональных и местных бюджетов. Такое правило указано в ст. 37 закона № 273-ФЗ. С 2020 года бесплатное горячее питание получают 100 процентов учеников начальных классов российских школ, независимо от того, имеется или нет у семьи льготный статус. | Web-ресурс: Постановление Правительства Кировской области от 29.11.2010 N 79/588 “О Порядке предоставления меры социальной поддержки в виде питания обучающимся областных государственных общеобразовательных организаций” Web-ресурс: Приказ министерства образования Кировской области от 17.05.2018 N 5-742 “О предоставлении бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому” Web-ресурс: Постановление Правительства Кировской области от 6 ноября 2020 года N 592-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в областных государственных образовательных организациях» |