(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования (Ст.14 п.п.2 п.2)

Главная » Деятельность » Сопровождение образовательных организаций » Профилактиктическая работа » Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков » НАВИГАТОР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования (Ст.14 п.п.2 п.2)
Работа образовательной организации по направлениюКраткая характеристика/поясненияПолезные ссылки
Шаблоны
Разработка системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению*Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении
*Семья, находящаяся в социально опасном положении

Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью устранения причин и условий социально опасного положения.
Учет в общеобразовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в общеобразовательном учреждении.
В каждом образовательном учреждении разрабатывается локальный акт о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО с целью определения алгоритма действий работников при неявке обучающегося на учебные занятия.
Пример Положения о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе
Web-ресурс:
Постановление Правительства Кировской области от 02.04.2019 № 135-П
«Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних»
 
Тематическая карточка 1
Алгоритм действий образовательных организаций в случае неявки обучающихся на учебные занятия
Направление в управление образования информации установленного образца на выявленного несовершеннолетнего, не посещающего образовательное учреждениеСогласно статье 43 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия».
Под учебной посещаемостью понимается система присутствия учащихся уроках в целях усвоения образовательной программы. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, служат объектом управления образовательным процессом, с другой – во многом предопределяют образовательные и другие достижения детей.
В течение учебного года общеобразовательные учреждения осуществляют постоянный мониторинг посещения учебных занятий обучающимися, включая ежедневный оперативный контроль, результаты которого фиксируются в «Журнале оперативного контроля за посещением учебных занятий обучающимися», который ведётся по форме и содержанию на усмотрение общеобразовательного учреждения, но с обязательным указанием количества уроков, пропущенных обучающимися в течение дня, и причины пропусков.
Общеобразовательные учреждения ежемесячно в течение учебного года не позднее 5-го числа следующего месяца представляют в органы управления образованием муниципальных районов и городских округов информацию по обучающимся, длительно (систематически) не посещающим по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях в течение календарного (отчётного) месяца, с указанием мер, предпринятых общеобразовательным учреждением с целью возобновления обучения, и результатов проделанной работы.
Web-ресурс:
Методические рекомендации по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (направлены письмом Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. N 07-4977)
 
Тематическая карточка 1
Пример оформления сведений об обучающихся, длительно (систематически) не посещающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении
Направление (ежемесячно) сведений о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с информацией о принятых общеобразовательным учреждением мерахСоздание системы выявления и учёта детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях, с одной стороны, является одним из условий обеспечения прав несовершеннолетних на образование, с другой стороны, является важнейшим направлением профилактики безнадзорности и главным условием выполнения требований обязательности общего образования.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием, информацию по обучающимся, длительно (систематически) не посещающим по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях предоставляют в Министерство образования Кировской области, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, районные (городские) органы внутренних дел в целях предупреждения возможных правонарушений со стороны данной категории обучающихся.
В информации указываются меры, предпринятые общеобразовательными учреждениями, органами местного самоуправления, осуществляющих управление образованием и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью возобновления обучения, и результаты проделанной работы.
При этом органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием проводят согласование информации по обучающимся, длительно (систематически) не посещающим по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях, направляемой  в Министерство образования Кировской области, с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Тематическая карточка 1
Пример оформления сведений об обучающихся, длительно (систематически) не посещающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении
 
Для примера:
Мониторинг посещаемости обучающимися образовательных организаций
Обеспечение максимального (100%) охвата детей образовательными программами дополнительного образованияВ рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в Кировской области реализуется целевая модель развития системы дополнительного образования детей, цель которой – создание условий для воспитания гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, формирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта РФ.»
 
*Программа дополнительного образования

В образовательных организациях охват детей дополнительными образовательными программами определяется по формуле:

ОхДОД=ЧОбДОД/ОЧД

где, ОхДОД – охват детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет;
ЧОбДОД – численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в образовательной организации;
ОЧД – общая численность детей в образовательной организации в возрасте от 5 до 18 лет
Web-ресурс:
ПАСПОРТ регионального проекта «Развитие региональной системы дополнительного образования детей в Кировской области»
Web-ресурс:
Реализация целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Кировской области
Web-ресурс:
Портал «ПФДО»
 
Справочно:
В 2022-2024 годах будет реализовываться Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на массовое вовлечение школьников в научно-техническое творчество.
Одна из его целей – повышение доступности и качества дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей.
Новые программы указанных направленностей разработают в том числе для детей дошкольного и младшего школьного возраста, для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разработка и реализация мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»*Дети «группы риска»
 
*Семья «группы риска»
 
*Индивидуальная профилактическая работа
Web-ресурс:
Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска
Web-ресурс:
Риски школьной неуспешности: причины и проявления
Web-ресурс:
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Web-ресурс:
Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности
Web-ресурс:
Семьи «группы риска» как особая категория семей
Web-ресурс:
Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие
Организация деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихсяПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Организация деятельности по классному руководству должна быть направлена на создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации подрастающего поколения, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях.
При реализации целей и задач воспитания и социализации подрастающего поколения ключевая роль отводится классным руководителям, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе.

На классного руководителя возлагается основная ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятие необходимых мер для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся.

Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях” (вместе с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»
Тематическая карточка 1
Алгоритмы действий классного руководителя по предупреждению правонарушений обучающихся
Тематическая карточка 2
Памятка для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков
Тематическая карточка 3
Памятка классному руководителю
по работе с «трудными» подростками и с отклоняющимся поведением подростков
Тематическая карточка 4
Памятка классному руководителю
по предотвращению совершения противоправных действий детьми и подростками
Web-ресурс:
Методические рекомендации по организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста уголовной ответственности
Проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»)*Семейное неблагополучие
Факторы семейного благополучия
Внешние объективные факторы – стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.
Внешние субъективные факторы – сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.
Внутренние объективные факторы – жилищные и материальные условия конкретной семьи.
Внутренние субъективные факторы – межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

*Асоциальное поведение

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения:
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Родительский всеобуч призван сыграть особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы:
– традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.
– новые формы работы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Web-ресурс:
Методические рекомендации для родителей (законных представителей) по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Web-ресурс:
Методические рекомендации по реализации программ родительского просвещения
Web-ресурс:
Программа родительского всеобуча «Университет педагогических знаний для родителей»
Web-ресурс:
Универсальные советы родителям по воспитанию детей, способные предотвратить развитие рискованного поведения
Web-ресурс:
Формула безопасного детства: Советы родителям
Web-ресурс:
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия
Web-ресурс:
Профилактика асоциального поведения подростков
Web-ресурс:
Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» от 22 июля 2002 года N 30-51-547/16
Web-ресурс:
Методические рекомендации по реализации программ родительского просвещения