(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении (Ст.14 п.п.1 п.2)

Главная » Деятельность » Сопровождение образовательных организаций » Профилактиктическая работа » Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков » НАВИГАТОР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении (Ст.14 п.п.1 п.2)
Работа образовательной организации по направлениюКраткая характеристика/поясненияПолезные ссылки
Шаблоны
Постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении       Внутришкольный профилактический учетсистема индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией в отношении несовершеннолетнего обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении.
 
Постановка на внутришкольный профилактический учет осуществляется по решению Совета профилактики образовательной организации.
 
Пример Положения о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних общеобразовательной организации
 
*Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
 
*Отклоняющееся поведение
 
*Отклоняющееся развитие
 
Тематическая карточка 1
Основания для постановки на внутришкольный профилактический учет несовершеннолетних


Тематическая карточка 2
Документы для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) на внутришкольный профилактический учет


Тематическая карточка 3
Памятка для родителей на тему: «Норма и отклонения в развитии ребенка»


Web-ресурс:
Письмо Минпросвещения России от 23.08.2021 N 07-4715 О направлении методических рекомендаций (вместе с Примерным положением об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях)


Web-ресурс:
Организация социально-педагогической и психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса: методические рекомендации
Проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обученииТо, что не соответствует норме, называется отклонением. Отклонения от нормы – то же, что и дефект (от лат. Defectus) – недостаток – физический или психический, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Для определения имеющихся отклонений в развитии и поведении ребенка, уровня его возможностей на базе организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (ППк), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утверждено распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 года N Р-93)
 
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей).
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк, которое доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) оформляется Представление на обучающегося ППк.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Тематическая карточка 1
Согласие родителей (законных представителей) на проведение психолого-педагогической обследование специалистами ППк (форма)

Тематическая карточка 2
Представление на обучающегося ППк (форма)
 
Web-ресурс:
Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК
Разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития с учетом проведенных диагностик Индивидуальный маршрут (план, программа) – это документ, который отражает различные формы и методы работы с детьми «группы риска» и направлен на коррекцию проблем в их физическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом, личностном развитии конкретного ребенка.
 
Пример Формы индивидуальной программы профилактики девиантного поведения обучающегося
 
Пример Индивидуальный маршрут социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося (форма)
Web-ресурс:
Орехова О.Ю. Проектирование индивидуального маршрута развития и социализации 
учащегося в работе классного руководителя


Web-ресурс:
Карта-характеристика личности несовершеннолетнего


Web-ресурс:
Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения


Web-ресурс:
Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко, И.В. Пестова. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.
Привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи  
Разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведенииПонятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» не определены законодательством в отличии от понятия «индивидуальный учебный план». Поэтому на сегодняшний день понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» применяется только в теории педагогики и являются вариантами методических подходов к освоению обучающимся образовательной программы. Соответственно, их составной частью может быть индивидуальный учебный план.
Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
 
*Индивидуальный образовательный маршрут
*Индивидуальная образовательная программа
*Индивидуальный учебный план
*Образовательная программа
Web-ресурс:
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

Web-ресурс:
Лебединцев В.Б. Индивидуальная образовательная программа как новое явление общего образования

Web-ресурс:
Индивидуальный образовательный маршрут: лучшие практики начальной, основной, средней школы

Web-ресурс:
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с РАС
Осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся, имеющих отклонения в поведении, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ, и регулирование ситуации в пользу ученика *Педагогическое наблюдение
*Педагогический контроль
 Web-ресурс:
Методика выявления обучающихся с отклоняющимся поведением
Web-ресурс:
Применение на практике метода педагогических наблюдений
Web-ресурс:
Концепция педагогического контроля