(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Понятийно-терминологический словарь

АнкетированиеЭто метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий. Web/Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_анкетирования
антиобщественные действияЭто действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1
)
Асоциальное поведениеПоведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой. Web/Источник: Профилактика асоциального поведения подростков
Дети группы рискаЭто лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения Web/Источник: Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 1. – С. 14-18. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи. (Федеральный закон от 24.07.1998 (ред. от 28.11.2015) № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)
Индивидуальная образовательная программаПонятия «индивидуальная образовательная программа» и «индивидуальный образовательный маршрут» не имеют устоявшегося определения в теории педагогики. Их появление в практике современного образования связано с внедрением принципа индивидуального подхода к развитию обучающимся своих способностей и знаний направлено на осознание (рефлексию) обучающимся своих способностей и поиска своего места в обществе. Следует отметить, что понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» не определены законодательством в отличии от понятия «индивидуальный учебный план». Поэтому на сегодняшний день понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» применяется только в теории педагогики и являются вариантами методических подходов к освоению обучающимся образовательной программы. Соответственно, их составной частью может быть индивидуальный учебный план. Полагаем, что, хотя эти понятия и свидетельствует о направленности совместных усилий образовательного учреждения и обучающегося на выявление и развитие индивидуальных особенностей обучающегося, закон предоставляет образовательному учреждению, реализующему индивидуальный учебный план, право принудительной коррекции «отстающего» обучающегося. В случае уклонения обучающегося от коррекции в отношении него такие методы «взысканий», как оставление на повторное обучение или переход на обучение по адаптированной образовательной программе.
Индивидуальная образовательная программа – не самостоятельный объект в образовательных программах (существуют базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.). Она, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ, поэтому составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Web/Источник: Что такое индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа?
Другие определения Индивидуальная образовательная программа — это представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании), ее целях, содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами. Ключевым в данном определении являются программные представления, то есть ответ на вопрос «как буду делать?». Индивидуальные программы появляются тогда, когда обучающийся намечает цели и продумывает действия, требующие усилий. (В.Б. Лебединцев)  
Индивидуальная образовательная программа — это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период, составленную на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ, а также с учетом видов деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. (А.П.Тряпицына).  
Индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика, учитель средствами своего предмета создает для него ситуации успеха и развития, а также предоставляет различные ресурсы для его обучения. Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащихся с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. (Гейнце, Л. А. Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам / Л. А. Гейнце. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48736/ (дата обращения: 22.07.2022).
Индивидуальная профилактическая работаДеятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1
)
Индивидуальный учебный планУчебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2)
Интеграцияпроцесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» (Н.М. Назарова) Web/Источник:Интегрированное_обучение
Интегрированное обучениеЭто образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми. Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни. Интегрированное обучение — одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которой является: ранняя коррекция, обязательная коррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы отношений со стороны социума. Web/Источник:Интегрированное_обучение
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положенииЛицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1
)
Образовательная программаКомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2)
Обучающийся с ОВЗФизическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273). Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, ст. 79)
Отклоняющееся (девиантное) поведениеЭто стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу. Web/Источник: Девиантное поведение: разбираемся со специалистами
Отклоняющееся развитиеЭто обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяются параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития. Web/Источник: Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура и свойства
Педагогический контрольЭто функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися. Web/Источник: Концепция педагогического контроля
Педагогическое наблюдениеМетод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Web/Источник: Применение на практике метода педагогических наблюдений
Попечительский советОрган самоуправления учреждения, ведающий распределением пожертвований в адрес данного заведения. В состав попечительского совета могут входить как инвесторы и их представители, а также представители государственной власти или родители обучающихся. Попечительский совет с одной стороны способен регулировать работу ответственных лиц учебного заведения, а с другой — составляет планы расходования средств, включая ремонт помещений и денежного стимулирования работников заведения. Web/Источник: Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ» (с.82)
Правовое воспитаниеЦеленаправленная деятельность по трансляции правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Цель правового воспитания – развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом. (Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). М., ФИОКО, 2021.)
Программа дополнительного образованияЭто документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательного процесса, ожидаемые результаты деятельности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  ст. 75)
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихСистема социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1
)
Психолого-педагогический консилиум (ППк)Одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. (Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного положения «О психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 9 сентября 2019 г. N Р-93)
Семейное неблагополучиеЭто семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». Web/Источник: (Причины и последствия семейного неблагополучия)
Семья «группы риска»Разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Web/Источник: (Семьи «группы риска» как особая категория семей)
Семья, находящаяся в социально опасном положенииСемья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 1)
Учебный планДокумент, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 22 ст. 2)