Работа образовательной организации по направлению | Краткая характеристика/пояснения | Полезные ссылки Шаблоны |
Постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении | Внутришкольный профилактический учет — система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией в отношении несовершеннолетнего обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный профилактический учет осуществляется по решению Совета профилактики образовательной организации. Пример Положения о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних общеобразовательной организации *Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья *Отклоняющееся поведение *Отклоняющееся развитие | Тематическая карточка 1 Основания для постановки на внутришкольный профилактический учет несовершеннолетних Тематическая карточка 2 Документы для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) на внутришкольный профилактический учет Тематическая карточка 3 Памятка для родителей на тему: «Норма и отклонения в развитии ребенка» Web-ресурс: Письмо Минпросвещения России от 23.08.2021 N 07-4715 О направлении методических рекомендаций (вместе с Примерным положением об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях) Web-ресурс: Организация социально-педагогической и психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса: методические рекомендации |
Проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении | То, что не соответствует норме, называется отклонением. Отклонения от нормы – то же, что и дефект (от лат. Defectus) – недостаток — физический или психический, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Для определения имеющихся отклонений в развитии и поведении ребенка, уровня его возможностей на базе организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (ППк), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу. Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утверждено распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 года N Р-93) Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей). По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк, которое доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) оформляется Представление на обучающегося ППк. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). | Тематическая карточка 1 Согласие родителей (законных представителей) на проведение психолого-педагогической обследование специалистами ППк (форма) Тематическая карточка 2 Представление на обучающегося ППк (форма) Web-ресурс: Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК |
Разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития с учетом проведенных диагностик | Индивидуальный маршрут (план, программа) – это документ, который отражает различные формы и методы работы с детьми «группы риска» и направлен на коррекцию проблем в их физическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом, личностном развитии конкретного ребенка. Пример Формы индивидуальной программы профилактики девиантного поведения обучающегося Пример Индивидуальный маршрут социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося (форма) | Web-ресурс: Орехова О.Ю. Проектирование индивидуального маршрута развития и социализации учащегося в работе классного руководителя Web-ресурс: Карта-характеристика личности несовершеннолетнего Web-ресурс: Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения Web-ресурс: Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко, И.В. Пестова. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с. |
Привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи | ||
Разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении | Понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» не определены законодательством в отличии от понятия «индивидуальный учебный план». Поэтому на сегодняшний день понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» применяется только в теории педагогики и являются вариантами методических подходов к освоению обучающимся образовательной программы. Соответственно, их составной частью может быть индивидуальный учебный план. Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. *Индивидуальный образовательный маршрут *Индивидуальная образовательная программа *Индивидуальный учебный план *Образовательная программа | Web-ресурс: Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с. Web-ресурс: Лебединцев В.Б. Индивидуальная образовательная программа как новое явление общего образования Web-ресурс: Индивидуальный образовательный маршрут: лучшие практики начальной, основной, средней школы Web-ресурс: Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с РАС |
Осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся, имеющих отклонения в поведении, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ, и регулирование ситуации в пользу ученика | *Педагогическое наблюдение *Педагогический контроль | Web-ресурс: Методика выявления обучающихся с отклоняющимся поведением Web-ресурс: Применение на практике метода педагогических наблюдений Web-ресурс: Концепция педагогического контроля |