Работа образовательной организации по направлению | Краткая характеристика/пояснения | Полезные ссылки |
Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении | Дополнительное образование в школе — это мероприятия и факультативы, объединенные в единое пространство. Этапы организации дополнительного образования в школе: 1. Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы. 2. Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях. 3. Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими. 4. Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия. 5. Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии. НАВИГАТОР дополнительных общеразвивающих программ — единый информационный ресурс, который помогает родителям выбрать дополнительную образовательную программу в секции, студии, детских объединениях и записаться на нее по принципу «одного окна». Навигатор предоставляет выбор дополнительных общеобразовательных программ для обучения в организациях (государственных и частных), отвечающих установленным требованиям. | Web-ресурс: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» Web-ресурс: Портал «ПФДО» |
Разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания | Программа дополнительного образования Направленности дополнительного образования: · Естественно-научная направленность · Туристско-краеведческая направленность · Техническая направленность · Социально-гуманитарная направленность · Художественная направленность · Физкультурно-спортивная направленность Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей Дети, требующие особого педагогического внимания, — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п. (Пугачева Е.) Состав группы обучающихся, требующих дополнительного педагогического воздействия: — систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организации, осуществляющей образовательную деятельность; — склонных к бродяжничеству или попрошайничеству; — безнадзорных (беспризорных); — употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; — употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; — состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | Web-ресурс: Портал «ПФДО» Справочно: Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на массовое вовлечение школьников в научно-техническое творчество. |
Организация постоянного мониторинга посещаемости детьми, требующими особого педагогического контроля, спортивных секций, творческих кружков, факультативов, занятий в студиях, клубах | Мониторинг в образовательной организации можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития. В образовательных организациях охват детей, состоящих на различных формах профилактического учета дополнительными образовательными программами, определяется по формуле: ОхДОДВПУ=ЧОбВПУДОД/ОЧДВПУ где, ОхДОДВПУ – охват детей, состоящих на различных формах профилактического учета, занимающихся по дополнительным образовательным программам; ЧОбВПУДОД — численность обучающихся, состоящих на различных формах профилактического учета, занимающихся по дополнительным образовательным программам; ОЧД – общая численность детей состоящих на различных формах профилактического учета в образовательной организации | Для примера: Мониторинг посещаемости обучающимися образовательных организаций |
Обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время | В Кировской области в целях приобщения несовершеннолетних детей в период каникул к производственному труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности, снижения уровня правонарушений и безнадзорности, организована работа по временному трудоустройству обучающихся в общеобразовательных организациях. Определено, что приоритетным правом при временном трудоустройстве будут пользоваться обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организация отдыха детей и их оздоровления осуществляется в лагерях, организованных образовательными организациями в каникулярное время, детских лагерях труда и отдыха, детских лагерях палаточного типа, детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности. Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Кировской области | Web-ресурс: Распоряжение министерства образования Кировской области «Об утверждении Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, обучающихся в кировских областных государственных общеобразовательных организациях, в период каникул» от 30 мая 2019 г. N 5-506 Web-ресурс: Постановление Правительства Кировской области «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи на территории Кировской области» от 10 марта 2017 года N 52/146 Web-ресурс: Материалы по организации летнего отдыха на сайте министерства образования Кировской области |