(8332) 25-54-42 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Федеральные инновационные площадки

Цифровой атлас профессий

Цель проекта (программы) — разработка и внедрение универсальной информационной системы «Цифровой атлас профессий», формирующей образовательную траекторию для получения профессии и дальнейшего трудоустройства в своем регионе.

Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта)

Кадровый дефицит сегодня испытывают все отрасли – машиностроение, легкая промышленность, сфера переработки, сельскоехозяйство, здравоохранение, образование. Важно, чтобы проблема кадров перестала быть сдерживающим фактором развития экономики,чтобы выпускники оставались на родной земле, поступали в наши техникумы, колледжи, вузы.

Практическая значимость (реализуемость) проекта

Возможность построить свою образовательную траекторию максимально комфортно и эффективно начиная со школы, используя ресурсы региона и с привлечением будущих работодателей — предприятий промышленного сектора.

Методическая система развития цифровых компетенций учителей труда (технологии)

Цель проекта (программы) — развитие цифровых компетенций учителей труда (технологии) для эффективной реализации обновленного содержания предмета «Труд (технология)» в процессе повышения квалификации.

Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта)

  • Повышение квалификации будет осуществляться в соответствии с уровнем цифровых компетенций учителей труда (технологии): ниже базового,базовый, оптимальный, повышенный.
  • Методическая система будет осуществляться через профессиональное взаимодействие учителей (труда) технологии в процессе активного участия в создании и развитии цифровой среды технологического образования.
  • Компоненты методической системы будут представлены в виде активных методов обучения, современных электронных средств и интерактивных форм обучения, способствующих поэтапному переходу от учебной к мотивированной профессиональной деятельности в цифровой среде технологического образования.
  • Содержание подготовки будет расширено за счет включения в систему повышения квалификации комплекса заданий для самостоятельного обучения учителей труда (технологии).

Практическая значимость (реализуемость) проекта

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке:

  • инструментария для диагностики уровня цифровых компетенций учителей труда (технологии);
  • дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей труда (технологии) в соответствии с уровнем их цифровых компетенций;
  • методической системы, обеспечивающей формирование готовности учителя труда (технологии) к реализации обновленного содержания предмета«Труд (технология)».

Православное образование в современной школе

Цель проекта (программы) — обеспечение доступности православного образования в современной школе регионов.

Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта)

Проект «Православное образование в современной школе» обладает значительным инновационным потенциалом, который проявляется в нескольких ключевых аспектах:

  • Включение системы высшего и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования в подготовку педагогов, реализующих православный компонент в образовательных организациях.

Проект предполагает разработку образовательных программ, пригодных к тиражированию в других регионах, и их комплексное внедрение в процесс подготовки педагогических кадров, что обеспечит системный и последовательный подход к интеграции православного образования в учебный процесс. Это позволит избежать фрагментарности и непоследовательности в образовательной деятельности, что является важным шагом вперед по сравнению с текущими практиками.

  • Разработка современных методических материалов для реализации уровневого подхода в православном образовании. Проект включает создание программно-методического обеспечения механизмов реализации уровневого подхода к реализации православного компонента в образовательных организациях региона. Это позволит повысить эффективность и качество преподавания основ православной культуры в условиях культурологического подхода.
  • Создание новых практик взаимодействия между образовательными и религиозными организациями.
  • Распространение практик эффективного взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями)обучающихся с привлечением религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания, получивших высокую экспертную оценку,в практику образовательных организаций региона; разработка инновационных форм взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) обучающихся, что приведет к повышению компетентности родителей (законных представителей)обучающихся в сфере духовно-нравственного воспитания.
  • Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса духовно-нравственного воспитания на основе православного образования. Проект предусматривает создание электронного образовательного ресурса в помощь детям, изучающим модуль «Основы православной культуры», а также педагогам и родителям (законным представителя) обучающихся с возможностями общения с представителями религиозных организаций и специалистами в области духовно-нравственного воспитания. Это особенно актуально в условиях цифровизации российского образования.

Практическая значимость (реализуемость) проекта

Проект обладает высокой практической значимостью, что подтверждается следующими аспектами:

  • Практическая значимость для региональных систем образования. Механизмы по внедрению православного компонента при уровневом подходе разработаны в условиях, характерных для многих российских регионов с аналогичной образовательной ситуацией в сфере православного образования, что делает их востребованными на территории Российской Федерации.
  • Практическая значимость для общества. Продукт инновационного проекта, разработанные механизмы и методические материалы, учитывают современную историческую ситуацию и способствуют сохранению и передаче культурного и духовного наследия, что является важным аспектом формирования национальной идентичности обучающихся.
  • Практическая значимость для образовательных организаций. В результате реализации проекта образовательные организации смогут выбрать эффективные механизмы реализации православного образования, что позволит повысить качество духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в обозначенной сфере. Образовательные организации получат достаточный комплект методических и дидактических материалов, что позволит учителям эффективно интегрировать традиционные российские национальные ценности в образовательный процесс.
  • Практическая значимость для участников образовательного процесса.
  • – педагоги получат возможность повышения профессиональной компетентности в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания на основе инновационных методических и дидактических материалов и использования современной информационной образовательной среды;
  • – родители приобретут новые компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания детей на основе эффективных форм взаимодействия с образовательными и религиозными организациями, а также увидят возможности православного образования в формировании ценностно-смысловой сферы личности детей;
  • – родители и обучающиеся получат возможность выбора форм православного образования, разработанных в процессе реализации проекта.

Кластерный подход к организации деятельности профильных психолого-педагогических классов

Цель проекта (программы) — содействие профессиональному самоопределению и профориентации обучающихся общеобразовательных организаций на педагогические профессии путем создания и функционирования регионального профориентационного кластера, включающего образовательные организации разных типов.

Инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта).

Профильный психолого-педагогический класс является одной из форм организации профориентационной работы сиспользованием современных образовательных технологий. Кластерный подход позволит:

  • выявить проблемы и сильные стороны взаимодействия образовательных организаций разного типа при организации профориентации на педагогические специальности;
  • использовать конкретный инструментарий эффективного взаимодействия внутри системы, глубже понимать проблемы,осуществлять научно обоснованное планирование развития системы образования региона;
  • получать в условиях функционирования кластера информацию о состоянии дел за счет рефлексии деятельности и ее результатов каждой образовательной организации;
  • создавать новое синергетическое качество за счет интеграции;
  • практически повысить качество подготовки профессиональных кадров. Можно выделить следующие уникальные образовательные решения, представляющие механизмы управления процессами в рамках кластерного подхода к организации профориентационной деятельности на педагогические специальности:
  • реализация разных моделей функционирования профильных психолого-педагогических классов;
  • осуществление вариативных форм сотрудничества между образовательными организациями – участниками кластера;
  • деятельность консультационной службы педагогического института и института развития образования по сопровождению деятельности профильных психолого-педагогических классов в регионе;
  • разработка и реализация модульных образовательных программ для обучающихся (в том числе онлайн курсов) и методических рекомендаций по их внедрению;
  • создание системы педагогических практик и учебно-методического обеспечения ее функционирования;
  • разработка и реализация программ профессиональных проб по педагогическим специальностям;
  • разработка и реализация программы летней профильной смены для обучающихся профильных психолого-педагогических классов;
  • создание регионального календаря мероприятий с возможностью выбора и записи на интересующее мероприятие.

Проектируемый кластер объединяет:

  • институт развития образования, осуществляющий научно-методическое руководство реализацией проекта и организационно-методическое сопровождение руководящих и педагогических работников образовательных организаций;
  • педагогический институт, осуществляющий профессионально-педагогическую ориентацию на довузовском, вузовском и послевузовском этапах непрерывного профессионального образования;
  • педагогические колледжи,взаимодействующие с общеобразовательными организациями по вопросам организации практических занятий для обучающихся профильных психолого-педагогических классов в современных мастерских;
  • центр дистанционного образования детей, курирующий региональный проект «Сетевой профильный класс» по направлению «Профильные психолого-педагогические классы»;
  • образовательные организации;
  • работодателей системы образования региона.

Создание регионального отраслевого профориентационного кластера позволит:

  • актуализировать профориентационный потенциал региона и объединить все заинтересованные стороны в профессиональной ориентации обучающихся школ на педагогические специальности в условиях реализации кластерного подхода к организации деятельности профильных психолого-педагогических классов;
  • повысить качество профориентационной работы в профильных психолого-педагогических классах через применение разнообразных форм с учетом интересов и образовательных потребностей обучающихся, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, работодателей;
  • увеличить количество выпускников общеобразовательных организаций, поступающих на педагогические специальности в колледжи и вузы.

Практическая значимость (реализуемость) проекта

В настоящее время важное значение имеет ранняя профориентация обучающихся, так как по данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО 50% выпускников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления об основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии, не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда.

Организация профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях с привлечением ресурсов образовательных организаций других типов на основе кластерного подхода позволит повысить качество теоретической подготовки обучающихся профильных психолого-педагогических классов, сформировать их представления о профессии педагога, развивать личные качества, практические умения и навыки.

Результаты реализации инновационного проекта в формате методического комплекта, содержащего конкретные алгоритмы и рекомендации, могут быть использованы руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций как инструмент управления развитием системной профориентационной работы в системах образования регионов Российской Федерации.