15 ноября 2023 года в Кирове прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивная образовательная среда: от профориентации до трудоустройства»
Организаторы конференции: министерство образования Кировской области, Институт развития образования Кировской области, Вятский автомобильно-промышленный колледж, КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум», КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова.
Цель конференции – обсудить актуальные вопросы профессионального самоопределения школьников с ограниченными возможностями здоровья, их трудоустройства и благополучной интеграции в социум; рассмотреть перспективы развития инклюзивного профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; обменяться опытом по созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
В конференции приняли участие представители Федерального методического центра инклюзивного профессионального образования города Москвы, ИКП, Института специального образования и психологии МГПУ, представители органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, труда и социальной сферы; руководители профессиональных образовательных организаций; руководители образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; реабилитационные центры, представители общественных организаций.
Всего в Конференции приняли участие более 800 человек (очно – 250, онлайн – 550) из 30 регионов РФ. Среди них – представители городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Якутска, Нерюнгри, Тюмени, Сыктывкара, Костромы, Уфы, Ижевска, Перми, Кирова и Кировской области и др.
Формат конференции включал работу секционных заседаний, интерактивных площадок, пленарного заседания.
В работе конференции поднимались темы, волнующие профессиональное сообщество, а именно:
- региональные тренды развития инклюзивного профессионального образования
- инклюзивные технологии как обеспечение преемственности в дошкольном, общем, профессиональном и дополнительном образовании: лучшее в профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью
- создание условий профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью
- воспитательная работа как условие развития социального компонента инклюзивной образовательной среды
- социальное партнёрство как один из ресурсов профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, инвалидностью
В ходе обсуждения тенденций развития инклюзивного профессионального образования в Кировской области был отмечен сложившийся опыт:
- по созданию системы межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества профессионального образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с инвалидностью и ОВЗ
- базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) по сопровождению инклюзивного профессионального образования Кировской области
- совместной деятельности ИРО Кировской области и профессиональных образовательных организаций по повышению квалификации педагогических кадров системы среднего профессионального образования для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, по научно-методическому сопровождению деятельности РИП
Актуальными остаются задачи постоянного обновления научно-методического сопровождения, материально-технической базы, создания организационных и психолого-педагогических условий, выработки комплексного и методического подхода реализации инклюзивного профессионального образования, особенно для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных и управленческих вопросов, участники научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. В ходе обсуждений передовых педагогических практик были отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области инклюзивного образования.