11 ноября 2022 года в Вятском автомобильно-промышленном колледже, являющемся Базовой профессиональной образовательной организацией по сопровождению инклюзивного профессионального образования в Кировской области, состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Развитие инклюзивного профессионального образования Кировской области: достижения, перспективы».
Организаторы Конференции: министерство образования Кировской области, Институт развития образования Кировской области, Вятский автомобильно-промышленный колледж.
Конференция проводилась с целью обмена опытом работы и обсуждения перспектив развития инклюзивного профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в регионе.
В Конференции приняли участие представители: Федерального-методического центра инклюзивного профессионального образования г. Москвы, института специального образования и психологии МГПУ, органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, труда и социальной сферы; руководители профессиональных образовательных организаций; руководители образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО; реабилитационные центры, представители общественных организаций.
Всего в Конференции приняли участие 154 человека (86 — очно, 68-онлайн). Среди них, представители городов: Москва, Казань, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Ижевск, Уфа, Киров и другие. Всего 26 регионов.
Во время конференции прошло обсуждение проблемных вопросов, волнующих профессиональное сообщество, а именно:
• современные тенденции развития инклюзивного профессионального образования в Российской Федерации;
• состояние системы инклюзивного профессионального образования в Кировской области, основные направления развития, в том числе ресурсного и кадрового обеспечения;
• опыт деятельности профессиональных образовательных организаций по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
• деятельность БПОО и РУМЦ в области взаимодействия с профессиональными образовательными организациями Кировской области;
• вопросы организации профессионального обучения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития в профессиональной образовательной организации.
В ходе обсуждения тенденций развития инклюзивного профессионального образования в Кировской области был отмечен сложившийся опыт:
— по созданию системы межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества профессионального образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с инвалидностью и ОВЗ;
— БПОО по сопровождению инклюзивного профессионального образования Кировской области;
— совместной деятельности ИРО Кировской области и профессиональных образовательных организаций по повышению квалификации педагогических кадров системы среднего профессионального образования для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, по научно-методическому сопровождению деятельности РИП;
— УГСЗН Кировской области по предоставлению государственных услуг гражданам, имеющим инвалидность.
Актуальными остаются задачи постоянного обновления научно-методического сопровождения, материально-технической базы, создания организационных и психолого-педагогических условий, выработки комплексного и методического подхода реализации инклюзивного профессионального образования, особенно для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных и управленческих вопросов, участники научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. В ходе обсуждений передовых педагогических практик были отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области инклюзивного образования.
Учитывая результаты обсуждения, участники конференции рекомендуют:
Министерству образования Кировской области
1. Разработать комплекс мер по привлечению в систему образования и сохранению в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии.
2. Обеспечить создание эффективных и реально действующих механизмов межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья, социального обеспечения жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, начиная с раннего возраста до уровня профессиональной подготовки.
3. Организовать взаимодействие РУМЦ Удмуртской республики с ПОО Кировской области.
Институту развития образования Кировской области
1. Развивать региональные модели повышения квалификации специалистов по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в объёме не менее 72 часов).
2. Продолжать работу по выявлению и изучению имеющегося положительного опыта организации инклюзивных практик в Кировской области, способствовать распространению и тиражированию успешных педагогических практик. Разработать научно-методические рекомендации на основе лучших практик по актуальным направлениям развития инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения
3. Продолжать работу по созданию областных методических объединений специалистов инклюзивного образования на базе ИРО Кировской области.
4. Продолжить работу по проведению мероприятий и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, осуществляющих образование и сопровождение детей с ТМНР, РАС, с нарушениями зрения, после кохлеарной имплантации и др.нозологий.
Образовательным организациям, БПОО
- ПОО Кировской области совместно с БПОО и РУМЦ способствовать созданию специальных условий для получения профессионального образования и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионе.
- БПОО продолжить работу по реализации проекта по созданию и внедрению в профориентационную работу «Навигатора по инклюзивному профессиональному образованию в регионе», включая обучающихся с ТМНР.
- Целенаправленно изучать потребности семьи в сфере профессионального обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в регионе, особое внимание уделять способам, методам и формам сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ, эмоционально личностному включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
4. Развивать взаимодействие БПОО с профессиональными образовательными организациями и с общеобразовательными организациями Кировской области.
Управлению Государственной службы занятости населения Кировской области
- Повышать эффективность предоставления государственных услуг гражданам, имеющим инвалидность на основе клиентоцентричности с учетом их жизненных ситуаций.
- Совместно с профессиональными образовательными организациями повышать эффективность сопровождения и трудоустройства выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Участники Конференции выражают благодарность организаторам за создание условий для плодотворного обмена опытом. Считают, что предложения, изложенные в настоящей резолюции, необходимо учесть при планировании работы и руководствоваться ими в практической деятельности.
Материалы конференции представлены по ссылке.