Сегодня Институт развития образования Кировской области при поддержке регионального министерства образования провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развитие профессионального роста педагога».
На пленарной части конференции были представлены доклады о возможностях развития кадрового потенциала образовательных организаций области и карьеры педагога в условиях Национальной системы учительского роста и профстандартов, внедрении новой модели аттестации, основных направлениях развития форм и методов оценки компетенций педагогов.
В обсуждении актуальных тем приняли участие представители регионального министерства образования, Законодательного собрания Кировской области, администрации города Кирова, Института развития образования, Вятского государственного университета и педагоги области.
Достижение конкурентоспособности образования невозможно без профессиональных педагогических кадров, результативность любого проекта в сфере образования зависит от мотивации и компетенции педагога, а это во многом связано с повышением социального статуса педагогических работников. Важные вопросы по данной позиции решаются на заседаниях Законодательного собрания Кировской области.
Председатель комитета по социальным вопросам областного Заксобрания Галина Игоревна Буркова отметила, что на первый план должно выходить глубокое знание своей профессии: «Учитель — это человек по натуре своей оптимист, организатор и психолог, который бесконечно любит свое дело, любит детей, видит изюминку в каждом и готов настойчиво работать над тем, чтобы ребенок овладевал знаниями. И для того, чтобы стать лидером и образцом для детей, нужно время, нужно созреть и дорасти, приобретая новые навыки».
«Наша задача работать над повышением престижа педагогических профессий», — подчеркнул начальник отдела профессионального образования министерства образования Кировской области Константин Сергеевич Благовещенский. В своем выступлении Константин Сергеевич рассказал о реализации Национального проекта «Образование», в рамках которого идет материально-техническая и информационная модернизация инфраструктуры образовательного процесса в регионе.
Одним из важных моментов конференции стал вопрос: что значит быть педагогом? Кем он должен быть для своих учеников, главных субъектов образовательного процесса, которые нуждаются в постоянной защите и поддержке.
Как отметил Уполномоченный по правам ребенка Владимир Валерьевич Шабардин: «Профессиональный рост – это не только знания в области предмета, это глубокое понимание проблем ребенка. Независимо от того, где находится педагог, на уроке или вне урока, важно оставаться человеком и воспитывать человека».
Учителю отводится ведущая роль в образовательном процессе. Стать передовым
наше образование сможет благодаря высококвалифицированным педагогам.
«Система учительского роста открыта для внесения предложений и нововведений», —
подчеркнула Лариса Анатольевна Копысова, заместитель главы администрации города
Кирова.
Как отметила ректор Института развития образования Наталья Вячеславовна Соколова, проект Национальной системы учительского роста направлен на обеспечение проверки компетенций педагогов и выстраивание механизмов, способствующих их становлению в профессии. НСУР включает и новую модель аттестации, которая предполагает систему карьерного роста педагога: учитель – старший учитель – ведущий учитель.
В компетенции старшего учителя входит, помимо обучения и воспитания школьников, проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС и осуществление методического сопровождения педагогов. А ведущий учитель дополнительно может стать наставником при работе со студентами и молодыми специалистами. Предполагается, что новая модель аттестации начнет функционировать с 2020 года.
«Большая роль отводится Институту развития образования, который совместно с министерством образования будет осуществлять научно-методическое сопровождение педагогов. В регионе уже выстраивается институт наставничества, активно развивается конкурсное движение педагогических работников, реализуется корпоративное обучение, действуют Клуб учителей и Ассоциация молодых педагогов Кировской области», — пояснила ректор.
Главным моментом профессионального роста педагога является самообразование, развитие своего психолого-педагогического потенциала.
«Начинать самообразовательную деятельность и реализацию национальной программы учительского роста нужно не завтра, а вчера, — отметила доктор педагогических наук, профессор Елена Олеговна Галицких, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ. Профессор рекомендовала педагогам читать художественную литературу, так как именно она дает идеи и мысли, помогает найти вдохновение в процессе преподавания.
В рамках пленарного заседания выступили эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Борисовна Даутова в своем выступлении подчеркнула, что удержать культуру удалось благодаря учителю. Педагог — это носитель общепринятых нравственно-духовных ценностей, именно он учит молодое поколение, поэтому в начале своего профессионального пути педагог должен задаваться вопросом «Каким я должен стать, какие мои ценности, идеалы. Способствовать духовному развитию и профессиональному росту педагога призвана культуротворческая среда школы».
Директор московского научно-методического центра «Аксиома» Юлия Станиславовна Егорова представила основные направления развития форм и методов оценки компетенций педагога.
На шести площадках города и области демонстрировались лучшие педагогические практики. Разнообразные форматы проведения, интересные тематики собрали около 200 педагогов. Участники отметили важность и актуальность поднимаемых вопросов конференции, которые стали более понятны для педагогического сообщества. Демонстрация лучших практик, представленных на секциях, позволяют перенимать опыт, развиваться и стремиться к высоким результатам в своей профессиональной деятельности.