29 октября 2019 года в Институте развития образования Кировской области состоялась областная конференция «Цели и ценности начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО», в которой приняли участие более 170 педагогов области.
На конференции эксперты из Москвы и преподаватели института говорили о многозначительной роли формирования функциональной социальной грамотности детей – способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование функциональной социальной грамотности позволяет преодолевать проблему выученной беспомощности, связанную с трудностями решения разного рода проблемных ситуаций.
Марина Ивановна Кузнецова, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, отметила, что причины низких результатов обучающихся часто связаны с недостаточной сформированностью способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями – поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований или групповых проектов.
Специалисты подчеркнули, что важны не только знания, но и реальные действия.
«Сегодня в педагогике на первый план должно выходить ценностно-ориентированное воспитание с парадигмой «состояние – отношение – действие», – отметила Полина Иосифовна Арапова, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.
На уроках полезно создавать учебные ситуации, в которых обучающийся мог бы применять свой опыт. Активная внеурочная деятельность, включение обучающихся в различные ситуации общения помогают развивать коммуникативные способности, формировать навыки для решения учебных и жизненных задач, строить социальные отношения.
«Ресурсы современного урока для развития прогностической способности, на наш взгляд, состоят в привлечении обучающихся к целеполаганию, планированию и контролю своей деятельности, в прогнозировании разных вариантов развития событий, в подборе разных способов решения тех или иных задач», — подчеркнула Елена Викторовна Арасланова, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования Института развития образования Кировской области.
На секциях педагоги представили опыт работы и провели мастер-классы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, раскрыли особенности работы по привитию любви к родному краю у обучающихся, рассказали о профориентационной работе среди младших школьников.
В рамках конференции прошла выставка «Современная образовательная среда начальной школы», на которой участники познакомились с развивающими играми, дидактическими материалами и художественной литературой. Педагоги освоили технологию рисования светом и 3D ручками, занимались декоративно-прикладным творчеством.
Стоит отметить, что Институт развития образования Кировской области ведет активную реализацию региональных проектов, таких, как «Шахматы и шашки детям», «Развитие агрообразования в Кировской области» и «Повышение финансовой грамотности», которые непосредственно задействованы во внеурочной деятельности начального общего образования.