Классный руководитель, кто он? Чем интересуется? В какой поддержке нуждается?
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Классный руководитель – главный человеческий фактор школы в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребенком. Главная задача классного руководителя — воспитание ученика.
По предложению Президента Российской Федерации в текущем году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки, призванные укрепить воспитательную составляющую в образовательных организациях и расширить направления воспитательной работы. Министерством просвещения России разработана примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, которая в 2019/20 учебном году прошла апробацию в школах страны, в том числе в 8 школах Кировской области.
Институт развития образования Кировской области проводит работу, направленную на помощь образовательным организациям в проектировании и реализации программ воспитания . Определяя воспитание как управление процессом личностного развития, целевой установкой программы воспитания является формирование единого воспитательного пространства, позволяющего включать ребёнка в воспитательный процесс в субъектной позиции и деятельностное взаимодействие педагогов и обучающихся при реализации детско-взрослых проектов.
Определяя воспитание как управление процессом личностного развития, целевой установкой программы воспитания является формирование единого воспитательного пространства, позволяющего включать ребёнка в воспитательный процесс в субъектной позиции и деятельностное взаимодействие педагогов и обучающихся при реализации детско-взрослых проектов.
В основу проектирования моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ заложены положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, которые ориентируют образовательные организации на эффективное использование возможностей сетевого взаимодействия.
Деятельность классных руководителей должна быть направлена на формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции. Поэтому большую помощь классные руководители оказывают в построении и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе при выборе программ дополнительного образования. При этом нужно руководствоваться не только желанием ребенка, стремлением родителей, но и учитывать способности, склонности, личные качества обучающихся.
Институтом развития образования разработаны методические рекомендации для классных руководителей и проведена серия обучающих вебинаров по ориентированию обучающихся на выбор программ дополнительного образования.