Потребность детей с ОВЗ в социальной адаптации высока, так как эта категория населения является более уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода. Социально-бытовая адаптация инвалида позволяет ему активнее включаться в окружающую жизнь, развивать коммуникативные навыки, помогает определить жизненные перспективы и выбрать способы их достижения.
Большую роль в социальной адаптации играют образовательные организации, которые реализуют дополнительное образование. В Кировской области активно разрабатываются и применяются адаптированные образовательные программы, которые учитывают специфику познавательных и творческих интересов детей с различными нарушениями развития.
Лучшие практики социальной адаптации и профессионального самоопределения представили Кировский многопрофильный техникум, школа-интернат имени Г.С. Плюснина, кировские школа-интернат №3 и школа-интернат для детей с ОВЗ, воспитанники и ученики которых занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах.
Так, при методической поддержке Институт развития образования на базе сразу нескольких образовательных организаций осуществляется профессиональная подготовка по специальностям СПО, например, столяр, штукатур, швея, повар и другие, организуются многочисленные спортивные и творческие мероприятия, где ребята показывают свои умения, таланты и достижения, а для профессионального самоопределения обучающихся на производственных экскурсиях проводятся семинары-тренинги.
Хорошим примером социальной и профессиональной адаптации является региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс», который содействует развитию профессиональной инклюзии как обучающихся, так и специалистов на рынке труда.
Как подчеркивают педагоги и специалисты, практикующие инклюзивное образование, именно сетевое взаимодействие организаций всех уровней образования, центров по социальной реабилитации, центров технического творчества, спорткомплексов и профильных предприятий способствует успешной социализации детей с ОВЗ.