Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Научная и инновационная деятельность Института в 2016 году

Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.

Направления научной и инновационной работы в 2016 году:

  • научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
  • развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
  • развитие  инновационной деятельности образовательных организаций региона;
  • мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования  региона.

В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:

1. Создание условий для научно-профессионального роста ППС Института;

2. Сопровождение профессионального развития педагогических кадров  и повышения качества образования в регионе.

3. Обеспечения научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях внедрения ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего и среднего профессионального образования.

4. Научное обоснование и разработка технологических решений актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение внутренней системы оценки качества образования; поддержка ОО, работающих в различных социальных условиях; научно-методическое сопровождение детей с особыми образовательными возможностями; развитие и внедрение практик инклюзивного образования в регионе; сопровождение школьных служб примирения; информационно-коммуникационное обеспечение деятельности образовательной системы региона и др.

5. Научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области.

6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

7. Экспертное сопровождение образовательных программ и разработок педагогических работников.

8. Систематизация форм участия Института в деятельности профессиональных педагогических сообществ.

9. Обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.

10. Проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.).

По данным на конец 2016 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 60,5% от общего числа ППС. 

Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 4 сотрудника. Предполагаемые сроки защиты 2018-2019 гг.

Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.

Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.

Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.

За 2016 год кафедрами Института подготовлено и проведено 141 мероприятие:

  • Всероссийская неделя инклюзивного образования, а также мероприятия областного и межрегионального уровней:
  • 6 научно-практических конференций
  • 46 семинаров
  • 7 форумов, фестивалей, чтений
  • 26 вебинаров
  • 39 конкурсов, олимпиад
  • 16 других мероприятий

Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями. Это 21 мероприятие международного уровня, 148 – всероссийского уровня и 46 – регионального уровня.

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются  в виде научных и учебных изданий. В 2016 году кафедрами Института подготовлено и издано 80 наименований работ общим объемом 368 п.л. Общий тираж изданий составил 8142 экз.

Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.

Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и  совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях. Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.

В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2016 году на кафедрах Института функционировали 25 творческих лабораторий.

В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.

Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.

Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Помощь школам, находящимся в сложных социальных условиях», «Школа молодого педагога», «Помощь школам, имеющим низкие образовательные результаты», «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры», «Проект по непрерывному агрообразованию»,  «Немецкий – первый второй иностранный», «Развитие служб медиации в ОО»,  «Сетевой образовательный проект «Авторская школа педагога»,  областной сетевой Интернет-проект «Читающий учитель – читающий ученик» и др.

Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка  и  обновление  федеральных  государственных образовательных  стандартов  с  учетом  требований  профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного  (дуального) обучения,  независимой  оценки  квалификаций выпускников  СПО,  итоговой  аттестации  в  формате  демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.

Среди приоритетных направлений Института  сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.

Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях  Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области. Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.

В 2016 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран.

Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного,  Управление образования г. Гудаута р-ка Абхазия.

В течение 2016 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 39 организациями из 7 субъектов РФ.

Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.

Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки.

Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2016 году 77 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 85 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона. Институт выступает в качестве куратора деятельности 51 РИП. В 2016 году 17 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.

Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.

При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются: имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов; значимость инновационной программы для развития регионального образования; соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы; возможности для трансляции результатов инновационной работы.

Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов. Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.

Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.

При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций по темам: «Формирование образовательного пространства, способствующего наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально творческих потребностей обучающихся» и «Модульно-компетентностный подход как основа дуального образования при подготовке квалифицированных рабочих».

ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования  по темам: «Психолого-медико-социальный центр как системообразующий фактор психологической службы образования», «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие».

Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.

Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.